Версия для слабовидящих

НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ

«Всякий человек, который дружит с природой, счастлив.

Дерево без корней не растет – сохнет оно и погибает.

Природа – это наши корни, начало-начал нашей жизни»

М. Юхма

Все чаще мелькает в печати выражение «хищническое, жестокое отношение к природе». Почему же человек – венец всего живого, - приобретая силу и власть над миром природы, все меньше ценит и уважает ее?

                Как то весной в одном из заброшенных садов Подмосковья мужчина с азартом швырял палку в старую раскидистую яблоню. «Вы что, урожай собираете?» - спросил его. «Да нет, - ответил он, - вороны гнездо свили. Вон их сколько летает. Может, разворошу его». Страшное заключалось в том, что этот человек был еще и отцом: ему с удовольствием помогал мальчик лет шести. Каким вырастет этот ребенок – злым или добрым…Он станет таким, каким делают его жизнь, воспитание.

                Воспитание злобы начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнет ходить. Его погремушку изображают рыбку, птичку, на его распашонке нарисованы цыплята, мишки и зайчики. Малыш замечает, что первое живое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или попугай.

                В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир волнует его,  будит интересы, воображение, фантазию. Вспоминается рассказ одной матери. Когда Насте было два года, она во время прогулки останавливалась возле каждого червяка, лягушки, цветка с вопросом: «Это что?». В три года её уже интересовало не только «Это что?», но и «Почему?». Родители поддерживали стремление девочки к познанию, направляли ее любознательность, давали возможность активно добывать доступные ей знания. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу старших на дачах, огородах и принимая в ней посильное участие. Вася помогал собирать с ягодных кустов вредителей – огневку – и всё приговаривал: «ах вы, вредители, вредители, как вам не стыдно! Дед работал, работал, а вы все портите». Так, в процессе наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой, ребенку становится понятно, что вредители уничтожают растения, что живые существа растения нуждаются в уходе.

                Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого раннего возраста понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением птиц, удивляться догадливости собаки, радоваться мурлыканью кошки. В общении с живой природой воспитывается любовь к родному краю. Есть и еще одна очень важная задача, для решения которой нужно стараться всеми силами приблизить детей к живой природе, - воспитание доброты, человечности.

                Если ваш маленький сын схватил котенка за хвост и смеётся, видя мучения животного, не умиляйтесь его веселью. Имейте в виду: воспитание уже началось. Плохое воспитание. Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные при них. Нам надо учить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу, лягушку, червяка, защищать их. Как же передать всё это детям? Прежде всего, мы сами должны научиться любить живое. Видя, что ребенок хочет потрогать котенка, одна мама скажет: «Котенок плохой, не трогай его, оцарапает». А другая мама возьмет котенка на руки, погладит сама, а потом предложит и малышу погладить мягкую шерстку, да еще и молока в миску нальет…Малыш внимательно следит за тем, как взрослые относятся к животным, и в дальнейшем будут поступать так же.

                Ребенок должен получить первоначальные знания о природе. Источники этих знаний – художественная литература, рисунки, телевизионные передачи, а самое главное – непосредственное общение с животными, растениями.

                И умом, и сердцем учатся дети понимать живое, общаясь с ними. Итак, дорогие родители, возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, ближайший сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание ребенка на блестящие нежные ниточки, летящие по воздуху. Поймайте одну из них, положите малышу на ладонь и рассмотрите под лупой.  Ребенок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплен крохотный паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда она опять начнет свое путешествие. Расскажите ребенку о пользе паука, уничтожающего мух.

                Наблюдая отлет птиц на юг, спросите ребенка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают, а те, которые едят зерно, ягоды – остаются зимовать. Так ребенок поймет, что образ жизни птиц зависит от ряда условий. Предложите сыну или дочери понаблюдать за зимующими птицами. Подкармливайте их, повесив кормушку под окном. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребенком во время прогулок семена сорных трав, высушенных ягод. Подкармливая птиц в течение зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто слабее его. Во время кормления удобно понаблюдать за птицами, их повадками.

                Когда растает снег и земля чуть подсохнет, в каждом дворе можно увидеть малышей, которые деловито копают землю у заборов. Если вы посмотрите, что у них в кулачках, то обнаружите разных жуков. Хорошо взять на прогулку маленькую баночку, сделать к ней марлевую крышку. Пусть ваш ребенок рассмотрит жуков сквозь стекло, помогите своему ребенку определить: кого он поймал, какого цвета жуки, сколько лапок у жуков, какие усики.…А приложив ухо к крышке, можно услышать их жужжание. Понаблюдав за насекомыми, обязательно выпустите их на волю, объяснив их роль в природе.

                В лесу, на речке, на лугу, вам непременно встретится лягушка. Посмотрите на ее выпуклые глаза, понаблюдайте, как она прыгает, плавает. Объясните, почему лягушку называют земноводной. Можно даже поймать лягушку, чтобы внимательно рассмотреть, как лягушка «дует пузыри». Но затем надо непременно выпустить ее на свободу, где она принесет много пользы. Иногда дети находят выпавшего из гнезда птенца. Обычно они просят взять его домой. Слепого птенца лучше постараться положить обратно в гнездо. Если это возможно, оставьте птенчика рядом с деревом, на котором находится гнездо.

                Поскольку любовь к животным и растениям лучше воспитывается в деятельности, когда сам ребёнок непосредственно ухаживает за ними. Хорошо завести в семье какое-нибудь живое существо.  Если ребенок застенчив, замкнут, ему особенно необходим друг, который не будет его судить и оценивать. Однако далеко не все могут позволить себе содержать кошек или собак. Хорошо в доме иметь попугая, морскую свинку, черепаху. Этих животных можно оставить в клетке, они не портят домашние вещи, их легко можно пристроить у родных и знакомых на время отпуска.

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38

mdou232@bk.ru

Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group