Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Юхновец Е.В.

Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного  возраста.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста.

Взрослые торопятся прийти па помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но такие действия взрослых членов семьи причиняют только вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой и вилкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться.

В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет.

К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше  времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом по-прежнему необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей.

В стремлении к самостоятельности ребенку важно одобрение и совет взрослого. При этом родители должны также помнить, что не стоит подавлять инициативу или смеяться над неумелыми действиями малыша.

Воспитывая самостоятельность в своем ребенке, родители должны не просто говорить приказным тоном, а непременно объяснять ребенку и показывать на собственном примере (при этом вы можете производить натуральные действия, например при умывании, либо инсценированные с предметами, игрушками). Если необходимо, часть работы родитель должен выполнять сам, а не усердно заставлять ребенка делать то, что у того не получается.

Некоторые ценные советы взрослым:

1. Хвалите малыша. Если ваш ребенок сам убрался на столе, обязательно нужно его похвалить. Это придаст малышу больше уверенности, также подтолкнёт к самостоятельности в будущем. А если взрослые  не будут видеть стремления малыша к самостоятельности, у него пропадет интерес к новым навыкам, не будет стимула

2.Не нужно ругать малышей за стремление к самостоятельности. Пускай он, разлил воду на скатерть, наливая воду в стакан, или поломал игрушку, при попытке её починить. Ведь это первые попытки к самостоятельности. Если ваше чудо начнет показывать самостоятельность, не пытайтесь остановить его в этот момент. В исключении, что это не опасно для него. Даже, когда родители запрещают ребенку делать конкретные действия, такие как, брать  в руки нож, не ругайте его, а просто объясните. Частые осуждения убывают в малыше уверенность в себе,  и он начинает думать, что он не справиться.

3.  Учите малыша. В свободное время развивайте самостоятельность малыша. Соревнуйтесь с ним, кто быстрее сделает любое задание. Самостоятельность малыша будет быстрее увеличиваться на ваших глазах.

4. Чересчур не помогайте малышу. Пусть он почувствует самостоятельность. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи.

5.  Спрашивайте мнение малыша, ведь он член семьи. Пусть малыш проявляет самостоятельность даже при выборе прически, одежды.

Литература

1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средн. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 1998.

2. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с.

3. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. - 2008.

4. Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. // Журнал «Виноград». - 2010. - №37.

5. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971. - 475 с.

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group