Версия для слабовидящих

Калинникова И.Б.

 

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье»

 

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». 

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство  глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Основы патриотизма начинают закладываться, прежде всего, в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.

 У мальчиков с детства необходимо  формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт «решения конфликтов» (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению без «кулаков» и т.д.).

У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы (микрорайона), а также в честь кого они названы. Ребенку необходимо объяснить, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый дошкольник начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами своей области (гончарное дело, камнеобрабатывающий промысел, лозоплетение), народными умельцами.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок должен иметь понятие о государственных и  народных праздниках,   активно принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т. д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Чаще просматривайте открытки о своем городе, фотографии из семейного альбома, читайте художественную литературу. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, микрорайонов, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Знакомство дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить в определенной последовательности, чтобы в ней была логика и постепенное усложнение. Например, это можно проводить в следующей последовательности:

1. История возникновения города.

Рассказ об истории возникновения города можно начать с его места нахождения, чтобы показать ребенку, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля. Объясните, откуда пошло название города, назовите имена тех, кто город основал.

Все жители любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нем было приятно жить. Люди стараются, и поэтому необходимо все, что сделано их руками, беречь, сохранять так, как это делали те, кто жил до нас, благодаря им сохранились многие красивые здания, парки.

2. История возникновения улиц города. Рассказывайте о  названиях первых улиц города. Особо подробно следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которой вы живёте или находится детский сад. Обратите внимание ребёнка на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история их города и страны. Во время прогулок по улицам необходимо обращать внимание детей на все новое, положительное, что происходит вокруг, - построили новый магазин, заасфальтировали улицу, посадили деревья и т.д.

В целях знакомства со своим микрорайоном желательно совершить небольшие экскурсии для ознакомления с трудом взрослых – на почту, в аптеку, в библиотеку, в ателье и т.д., постепенно подвести детей к пониманию того, что все эти службы необходимы для удобства, каждый человек на своем месте  старается выполнить работу хорошо. Чем лучше каждый человек выполняет свою работу, тем удобнее жить другим людям.

3. Здания города. Начните с того, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины и др.

Рассмотрите наиболее красивые здания города – это может быть кинотеатр, Дворец культуры и др.

Следует рассказать детям об особых зданиях – церквах, например, т.к. это исторические памятники, памятники искусства. Рассматривая эти здания, особое внимание следует обратить на купола. Обязательно покажите детям и самые древние здания родного города, расскажите историю их создания.

4. Они прославили свой город, они прославили свою страну.

Расскажите ребенку о людях, прославивших не только  родной город, но и всю нашу страну, о том, как увековечена память о них. Можно сходить на экскурсию к памятнику этим людям или показать их фотографии. 

5. Места отдыха жителей города. Можно начать рассказ с того, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать. Сначала предложите ребенку самому назвать эти места (парк, стадион, кинотеатры и т.д.).

Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, города. Изучать места с детьми, где живешь, знать, чем славится город  - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.

Разговаривайте со своим ребёнком, ведь в общении с Вами, Вы будете развивать у детей нравственно-психологическую подготовку своего ребенка к школе.

Темы бесед о Родине: «Город Ульяновск – моя Родина»; «Люди нашего города»; «Знаешь ли ты свой город»; «Профессия родителей»; «Чем славен твой город»; «Что ты запомнил во время прогулки»; «Как чтит наш город погибших героев».

Формируйте в душе ребенка чувство любви и гордости за свой родной город.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста:

  • знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, где работают, как важен для общества их труд;
  • знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
  • может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет;
  • знает, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
  • имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.

Рекомендации для родителей:

  1. 1.                Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
  2. 2.                Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
  3. 3.                Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  4. 4.                Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  5. 5.                Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  6. 6.                Расширяйте собственный кругозор.
  7. 7.                Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  8. 8.                Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
  9. 9.                Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
  10. 10.           Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
  11. 11.           Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью.
  12. 12.           Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
  13. 13.           Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
  14. 14.           Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
  15. 15.           Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы,  но и отмечайте положительные моменты.
  16. 16.           Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!».
  17. 17.           Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
  18. 18.           Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих.
  19. 19.           Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку передается от родителей к детям.

 

 

 

 

 

 

Знакомство дошкольников с родным городом

До 1924 года Ульяновск назывался Симбирском. Город возник в XVII веке как приграничное укрепление на берегу Волги. Основателем поселения считается боярин-воевода Богдан Хитрово, который прибыл в эти места по распоряжению царя Алексея Михайловича. До Революции Симбирск был важным культурным центром – здесь работал провинциальный театр и библиотеки. С конца XVIII века город развивался высокими темпами, повсюду шло строительство. К сожалению, во время пожара 1864 года большинство зданий сгорели. Но истинную известность город приобрел из-за того, что здесь родился В. И. Ленин. В 1924 году Симбирск переименовали в Ульяновск в его честь. Все самые значительные достопримечательности, так или иначе, отсылают к этому знаменитому революционеру. Также с городом связаны имена других исторических личностей: писателя И. А. Гончарова и историка Н. М. Карамзина.
Достопримечательности г. Ульяновска

1. Ленинский мемориал. Ленинский мемориал – целый музейный комплекс, посвященный В. И. Ленину (Ульянову) и его семье. На сегодняшний день в ансамбль входят Мемориальный центр с музеем, концертным залом, домом политического просвещения, площадь имени 100-летия со дня рождения В. И. Ленина и парк Дружбы народов.

2. Бульвар Новый Венец. Пешеходная аллея, упирающаяся в площадь Ленина и расположенная на самой высокой точке города. С улицы открывается отличный вид на Волгу и Императорский мост, а также на некоторые районы Ульяновска. До конца XVIII века на этом месте располагался Кремль. Бульвар был окончательно застроен к 1960-м годам, возведение многих зданий было связано с подготовкой к празднованию 100-летия со дня рождения Ленина.

3. Площадь и памятник В. И. Ленину. Разумеется, главная площадь города носит имя главного российского революционера. До 1918 года она называлась Соборной, так как на ней располагались два кафедральных храма, полностью уничтоженных после Революции.  Площадь представляет собой довольно широкое пространство перед домом Правительства. Посередине находится привычный памятник В. И. Ленину на высоком постаменте из розового гранита.

4. Площадь 30-летия Победы. Мемориальная площадь, построенная в 1975 году в честь юбилея Победы. Она выполнена в виде двухуровневой платформы, посередине которой находится 47-метровый обелиск, увенчанный звездой. Перед стелой горит Вечный огонь, сбоку размещена скульптурная группа, изображающая советских солдат. Пространство одновременно является смотровой площадкой, откуда можно полюбоваться на бесконечную водную гладь.

5. Памятник Николаю Карамзину. Монумент середины XIX века, посвященный великому русскому историку и литератору Н. М. Карамзину – уроженцу Симбирской губернии. Его возвели по инициативе местных дворян, которые подали прошение Николаю I о начале сбора средств на строительство. Центральной скульптурой композиции является фигура музы истории Клио, стоящая на постаменте. Бюст Карамзина находится в круглой нише пьедестала.

6. Памятник Богдану Хитрово. Б.М. Хитрово – основатель Ульяновска. Памятник в его честь был установлен в 2008 году на площади Ленина. Скульптурная композиция состоит из конной статуи самого воеводы и стоящего рядом мужчины-воина со знаменем, на котором изображен лик Спаса Нерукотворного. Открытие монумента приурочили к 360-летию Ульяновска.

7. Памятник букве «ё». Памятник, который можно назвать объектом современного искусства, появился в Ульяновске в 2005 году. Идея создания композиции возникла в 1997 году у Ульяновских историков, отмечавших появление буквы «ё» в русском языке. Проект создал один из авторов замысла —  местный художник А. Зинин. Литера помещена на треугольную гранитную призму весом более 3 тонн, размещенную посреди цветочной клумбы.

8. Спасо-Вознесенский собор. Православный храм в стиле барокко, построенный в 2000-х годах на замену снесенному Вознесенскому собору (правда, в другом месте, чтобы не нарушать сложившийся архитектурный ансамбль города).

9. Музей истории гражданской авиации. Музей располагается неподалеку от аэропорта, он принадлежит местному авиационному училищу. Помимо самолетов, которые находятся в исправном состоянии и составляют открытую экспозицию, здесь располагаются специальные тренажеры, использующиеся для подготовки пилотов. Среди экспонатов встречаются довольно редкие экземпляры, выпускавшиеся чуть ли не в единственном числе.

10. Дом-памятник И.А. Гончарову. И.А. Гончаров – писатель и критик родился в Симбирске. Дом-памятник в его честь был сооружен 1918 году.

11. Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова. Музей открылся в 2012 году в доме, где когда-то проживал И.А. Гончаров. Экспозиция занимает все три этажа просторного здания. Отдельный зал посвящен истории самого особняка, в остальных комнатах находятся тематические экспозиции, связанные с личностью И.А. Гончарова и с его семьей. Также есть залы, в которых размещаются исторические коллекции и собрание предметов купеческого быта. В башне здания находится Музей истории симбирских городских часов.

12. Дом-музей В.И. Ленина. Экспозиция размещена на территории деревянной усадьбы – городского памятника архитектуры, принадлежавшей семье Ульяновых в конце XIX века. Ленин провел здесь свои детские и юношеские годы. В 1923 году он был превращен в музей имени вождя, через несколько лет здание тщательно отреставрировали.

13. Музей «Симбирская классическая гимназия». Музейная экспозиция посвящена истории развития образования в Российской империи, в общем, и в Симбирской губернии – в частности. Она располагается в бывшей гимназии, откуда в свое время вышел В.И. Ульянов. Внутри воссоздана обстановка XIX века: восстановлены интерьеры классов, холлов, гардеробной, спортзала (физического кабинета). Здание, в котором находится музей, было возведено в 1790 году, в 1883 году к нему пристроили кирпичный флигель.

14. Музей «Симбирское купечество». Коллекция повествует об истории формирования купеческого сословия, а также о его быте и традициях. Она состоит из двух частей: на первом этаже размещены залы под временные экспозиции, на втором находится постоянная, состоящая из макетов купеческих особняков, предметов домашнего обихода и декора, характерных для купеческого дома.

15. Музей «Мелочная лавка». В середине XIX столетия в Ульяновске работал магазин под названием «Мелочная лавка», где продавали бакалею, мелкую посуду, мыло, свечи, нитки, лампы и прочий необходимый в хозяйстве реквизит. В 2002 году на территории бывшей лавки открыли одноименный музей с коллекцией, составленной из точно таких же предметов. Во время осмотра экспозиции посетители погружаются в атмосферу частного магазина царских времен.

16. Музей «Симбирская фотография». Музей размещается в здании усадьбы, где в 1904 году находилось фотоателье. Здание представляет собой деревянный особняк с элементами стиля модерн. Внутри воссоздана обстановка салона фотографии начала XX века. В качестве экспонатов выступают старые фотографии, сделанные симбирскими мастерами, раритетные аппараты, с помощью которых осуществлялась съемка, а также фоновые декорации и старинная мебель.

17. Музей «Пожарная охрана Симбирска-Ульяновска». Экспозиция находится на территории постройки, которую с XIX века занимала городская пожарная бригада. Музей открылся в 1979 году после реставрации сооружения.

18. Ульяновский драматический театр.

19. Ульяновский театр кукол. Сцена была основана в 1944 году и начала работу под руководством артистов московского театра оперетты.

20. Винновская роща. Уникальный природный памятник, представляющий собой участок реликтовой рощи, преимущественно состоящей из лип и дубов (всего на территории зоны произрастают более 280 видов). Лес чудом сохранился, каким-то образом избежав полного уничтожения во время массовой застройки города. В 1961 году рощу объявили охраняемой территорией и присвоили ей соответствующий статус.

21. Река Волга (Куйбышевское водохранилище). Самый крупный искусственный водоем на Волге, который появился в 1950-х годах. Длина водохранилища 500 км, максимальная ширина доходит до 44 км. Его мощные водные ресурсы используются для выработки электроэнергии. Из-за своих гигантских размеров, оно существенно повлияло на саму Волгу, изменив режим стока и запустив процессы смыва берегов.

Можно еще долго перечислять множество памятников и зданий с мемориальными надписями, которые есть в нашем городе. При ознакомлении с памятниками и обелисками должна быть поставлена задача: формировать моральные черты человека, способного на высокие дела и подвиги.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38

mdou232@bk.ru

Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group