Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Консультация воспитателя Аверьяновой С.В.

Взаимодействие с родителями в работе над проектом. (из опыта работы)

Взаимодействие с семьей через проектную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) потребовал от нас пересмотра содержания дошкольного образования. ФГОС направлен на:

Социализацию детей.

Индивидуализацию в развитии детей.

Сотрудничество образовательной организации и семьи.

Дошкольное образование является первым уровнем системы образования в Российской Федерации.

Образование является содержательным и смысловым контекстом развития и может быть определено как индивидуально структурированное информационно-образовательное пространство.

Такое понимание образования задает и востребует другие технологии организации жизни воспитанников – технологию индивидуализации образования детей дошкольного возраста, среди которых одним из ведущих является метод проектов.

Семья и детский сад — два самых важных института социализации дошкольников. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Опыт нашего детского сада связан с тем, что возникали противоречия в работе педагогов с родителями. Мы стали задаваться вопросами: как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? На решение этих вопросов мы стали привлекать родителей к взаимодействию через проектную деятельность.

Мы считаем, что проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.

Цель: Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» в процессе проектной деятельности.

Для достижения данной цели поставили ряд задач:

Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей;

Создавать условия для обмена опыта традиций и обычаев в семье;

Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки интересов педагогов, родителей и детей;

«Перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников образовательных отношений.

Иными словами, проектная деятельность, как вид культурной практики, - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.

Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей со взрослыми, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность развивает у всех членов сообщества (воспитанников, родителей, воспитателей) умение планировать свою деятельность, общаться друг с другом, самостоятельность, инициативность, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.

Организация взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность может осуществляться наиболее эффективно, если:

- разработать модель взаимодействия детского сада и семьи, основанную на идее единства воспитательного воздействия;

- реализовать систему активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;

- использовать интерактивные формы взаимодействия участников педагогического процесса.

Для достижения высокой результативности нами была разработана модель взаимодействия детского сада и родителей через проектную деятельность. Концептуальная идея модели основана на современном понимании взаимодействия как совместной, взаимодополняющей деятельности субъектов, каждый из которых в полной мере использует потенциал детского сада и семьи. Можно выделить три основных направления во взаимодействии детского сада и родителей при реализации модели:

1. Мероприятия детского сада с родителями с целью повышения их компетенции в вопросах воспитания и развития: консультации, родительские собрания, информационные буклеты, папки передвижки, брошюры, практические занятия для родителей.

2. Мероприятия детского сада, объединяющие родителей и детей с целью лучше узнать ребенка, определить средства эффективного общения: открытые занятия для родителей с включением их в образовательный процесс, совместные праздники и досуги с участием родителей.

3. Мероприятия, с целью повышения инициативности и заинтересованности родителей в жизнедеятельности детского сада: выставки совместного творчества по заданной тематике; фотоальбомы («Моя семья», «Папа, мама, я – счастливая семья и др., совместное создание предметно - развивающего пространства (создание рукотворных игрушек и др.)

Для реализации, разработанной нами модели мы провели работу по вовлечению родителей в совместную деятельность по следующим направлениям:

Информационно – аналитическое: с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями в детском саду начинается с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно – образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Наглядно – информационное: Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Консультации: При выборе консультаций для родителей мы провели тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей и выбрали оптимальный вариант. Темы консультаций также были приурочены к различным мероприятиям детского сада.

Совместные мероприятия через проектную деятельность. В тесном взаимодействии с семьями воспитанников мы провели интересные совместные мероприятия, досуги и развлечения через проектную деятельность.

Был организован проект «Сказки как средство формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Проект стал у нас долгосрочным, его мы продолжаем целый учебный год - с сентября 2019 по апрель 2020 гг.

Был разработан годовой план работы с родителями по теме проекта.

Работа с родителями: - Информация для родителей:  Участвуем в проекте: «Сказки как средство формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста». Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом.  

Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией проекта.

- Анкетирование для родителей: «Сказка в жизни вашего ребёнка». - Папки - передвижки для родителей:

«Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

«Как устроить домашний театр для детей?».

«Виды театров».

- Консультации для родителей: «Читаем сказки».

«Какие сказки читать детям в возрасте 3 – 4 лет?».

«Скрытые возможностихудожественных сказок».

«Использование театрализованной деятельности в работе с неуверенными детьми».

- Родительское собрание: «Значение сказки в жизни ребёнка».

- Акция добрых дел:

 «Подари книгу – сказку».  «Наша мастерская» (изготовление родителями театров разных видов: вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра).

– Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка».

– Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.

– Помощь родителей в организации книжного уголка  «Что за прелесть эти сказки». 

– Помощь родителей в организации настольно – печатных, дидактических, подвижных, словесных игр по данной теме проекта.

– Помощь родителей в организации драматизации сказки  (изготовление родителями атрибутов, костюмов сказке).

– Домашние задания для родителей: чтение сказок с детьми дома, просмотр мультфильмов по прочитанным сказкам в детском саду, раскрашивание иллюстраций к сказкам,  изготовление поделок к конкурсам, рисование иллюстраций к сказкам и т.д.

С помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Так день за днём выстраивается наша взаимосвязь с семьей, которая строится на взаимопонимании, доверии и взаимопомощи. Ценным является и тот факт, что проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным. Опыт работы свидетельствует, что проведенная работа показала свои итоги: родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка, охотно посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Таким образом, подобранная нами система мероприятий оказалась эффективной. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group