Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

 

Консультация для воспитателей Слободчиковой О.В.

"Краеведческая деятельность ДОУ,

как средство приобщения детей к своей малой родине"

 

Аннотация.

В статье рассматривается проблема ценностного отношения к родному краю, которое не возникает само по себе. Это результат целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста. Современные исследователи делают акцент на воспитании любви к родному краю, поселку. Такая работа эффективна при взаимодействии дошкольного учреждения с семьей воспитанника.

Ключевые слова.

Краеведческая деятельность; малая родина; ценностное отношение; развитие личности; взаимодествие ДОУ с семьей.

Главной задачей системы образования является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодежи любви к Родине.

Следует заметить, что ценностное отношение к родному краю не возникает у людей само по себе. Это является результатом длительного и целенаправленного воспитательного воздействия на человека с его раннего возраста. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора патриотического воспитания рассматривают национально-региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному краю, поселку. Воспитать любовь к родному поселку – это означает так показать детям дошкольного возраста их родной поселок, чтобы вызвать у них чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков, односельчан. Такая работа может быть эффективной только при условии активного привлечения к ней родителей, активном взаимодействии дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

В настоящее время эта работа является актуальной, так как именно сегодня приоритетным направлением государственной политики является стабилизация семьи, что отражено в нормативных документах – Семейном Кодексе, Законе «Об образовании РФ», Концепции дошкольного воспитания и др. [1].

В последние годы внимание к семье как институту, как особой, социальной структуре. Как А.В. Мудрик, «семья – это основанная на или кровном родстве группа, члены которой взаимной моральной взаимопомощью, в ней совокупность  норм,  образцов  поведения» [2].

На значимость семьи и воспитания указывают многие педагоги -  К.Д. Л.С. Выготский, В.Д. А.С. Макаренко, Н.К. А.В.  Мудрик  и др.   

Их научные обобщения и о том, что – начало всех тот воспитательный институт, где основы всесторонне развитой что влияние семьи и воспитания на личность не временных границ, являются для современного  педагогического 

Оно продолжается в всей жизни человека. с тем, существует период, определяющий дальнейшую человека, когда особенно ответственность семьи за ребенка. Это период детства. Ребенок вступает в стадию ценностного ориентирования, с освоением ценностей осознанием ценности себя и людей  именно  в годы.  

В педагогических К.Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко,  А.В.  Мудрик  и др.  четко прослеживалось отношение к семейного воспитания как по развитию умственных нравственности, трудолюбия, гражданственности, волевых качеств и чу вств. Личный пример их поведение, поступки, к труду, к к событиям и их отношения между - все это на детей, формирует их

Но приходится отмечать, что семьи не всегда состоятельны, они остро в квалифицированной поддержке и различных  специалистов.  

В последнее время Т.Н. Доронова, А.В. С.В.Глебова, О.И. Давыдова и др. все чаще о разрушении традиционных семьи, что является из причин кризиса в сфере  современного  общества.  

Кризисные явления в семьи многообразны: отмечаются в сфере семейного - отсутствие общности и детей, навыков проживания с ребенком семейной жизни; отмечается представлений о целях и семейного воспитания, путях и развития детей; нарушены родительские и детско-родительские родители зачастую пассивны, потребительские позиции в образовательных учреждений. Решить проблемы возможно,  осуществляя подходы  при организации  дошкольного  образовательного  учреждения  с

Концепция дошкольного воспитания понятия «сотрудничество» и«взаимодействие». 

Сотрудничество –  это общение «на равных», где никому не привилегия указывать, контролировать,

Взаимодействие – это  способ организации совместной которая осуществляется на социальной перцепции и с общения. 

 За последние годы и практиками дошкольного Т.Н. Дороновой,  Е.П. Арнаутовой,  Т.А. Марковой,  С.А. Козловой,  И.О. Пастуховой, О.В.Солодянкиной разработано разных форм работы с Условно  их можно на три блока:

1) формы работы, на выявление потребностей в воспитании и детей – анкетирование, наблюдение, «Родительская почта», предложений и т.д.

2) формы работы с направленные на педагогическое родителей  - коллективные: вопросов и ответов, столы, деловые игры, собрания, консультации, встречи со родительские клубы, наглядная библиотека для родителей; беседы, индивидуальные  поручения,  листы-памятки  и т.д.

3) формы работы продуктивной, трудовой деятельности родителей, педагогов, направленные на условий для обеспечения взаимодействия детей, воспитателей и вовлечение членов семьи в процесс –  КВН, экскурсии, совместные праздники, эстафеты, выезды на совместное  продуктивное  творчество,  ДОУ и т.д.

Для взаимодействия ДОУ с необходим  новый взгляд на системный подход в взаимодействия ДОУ с семьей, умение найти нужные мотивирования  их для деятельности,  владение  педагогами  и навыками  продуктивного  с родителями.

Приоритетным направлением работы педагогического коллектива МБОУ Глотовская СШ является использование краеведения в работе с дошкольниками, направленного на развитие ценностного отношения детей, родителей к малой родине, ее культуре.

Воспитание ценностного отношения к малой родине у детей возможно в процессе тесного взаимодействия с семьями воспитанников. В то же время, часть родителей имеют не достаточно знаний об истории родного поселка, его традициях и ценностях, испытывают трудности в передачи своих знаний детям. Необходимо создание системы работы педагогов с семьями воспитанников, которая   позволит планомерно, вовлекать родителей в воспитание ценностного отношения к родному поселку совместно с детьми, и повысить уровень педагогических знаний и умений родителей.

Для того, чтобы влияние взаимодействия ДОУ и на уровень развития у представлений и отношения к   поселку в МБОУ Глотовская СШ было организовано  исследование представлений и детей к родному в средне-старшей группе.

В исследовании применялись методы:  наблюдение за детьми в видах деятельности – продуктивная деятельность, сюжетно-ролевая праздники, занятия; педагогическая представлений и отношения к родному  поселку; ситуация выбора; родителей, беседы с .

На основе уровней и сфер личности старших определенные О.В. Солодянкиной  [3], были уровни представлений и детей к родному   поселку:

В результате обследования мы выделили три по количеству баллов, тем или иным при выполнении заданий. Выяснилось, что из 22 детей экспериментальной имеют уровень представлений и детей к родному поселку -9,1%, - 54,5%,  - 36,4%.

Опираясь на полученные в результате определения развития представлений и детей к родному   поселку можно сделать что более половины детей имеют средний и уровень развития представлений и детей  к родному   поселку.

Совместная деятельность по воспитанию у любви к родному   поселеку проходила в работы  клуба  «Мы вместе». Целью которого: создание пространства воспитания у  старших дошкольников патриотических чувств на воспитания любви к поселеку. Условия работы клуба  «Мы вместе»:- тесное взаимодействие и между педагогами и

Успешное взаимодействие ДОУ и в воспитании патриотических детей  может при выполнении   условий:

- осознание цели каждым участником процесса;

- обеспечение индивидуального  к каждой семье

- четкое планирование взаимодействия ДОУ с

Работая в течение года по разработанному тематическому плану клуба « Мы вместе» для эффективности мы снова уровень развития у представлений и отношения к   поселку, используя те же критерии, что и при исходного уровня развития у представлений и отношения к   поселку.

В итоге  следующие показатели в группе: высокий уровень развития у представлений и отношения к   поселку иеют-50%, - 45,5% и низкий - 4,5%. При сопоставлении данных мы видим, что детей с низким развития у детей и отношения к   поселку сократилось в два а с высоким – увеличилось в два

Результатом данной является разработка плана работы клуба   «Мы вместе»,  плана  взаимодействия с по вопросам воспитания у  старших дошкольников любви к   поселку, разработку  группового  собрания   «Роль родителей в воспитании детей», памяток для по ознакомлению детей с   поселком, консультации для «Выходим на экскурсию», «Идем в музей», содержание заседаний «Мы вместе», рекомендации для к составлению рассказов для и т.д

Список литературы

  1. Закон РФ  «Об образовании»
  2. Мудрик А.В. Социальная педагогика.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  3. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2006.
  4. Система патриотического воспитания в ДОУ/ авт.-сост. Е.Ю. Александрова и др.- Волгоград: Учитель, 2007.
  5. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

© Слободчикова Оксана Викторовна 2018 год

 

 

 

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38

mdou232@bk.ru

Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group