Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

                                                 Консультация для воспитателей Рыбаковой Н. В.

НОД с детьми старшего дошкольного возраста

«Художественно-эстетическое развитие» (рисование)

по теме: «Лесной лекарь»

Задачи.

Познавательное развитие: уточнять и расширять представления детей о птицах, занесённых в Красную книгу Ульяновской области, знания о чёрном дятле-желне, развивать у детей познавательную активность;

Художественно-эстетическое развитие: упражнять детей в рисовании птиц (дятла чёрного) способом «по цифрам», передавая примерные пропорции, характерную позу птицы на стволе дерева, особенности окраски оперения, развивать композиционные умение, творческую фантазию;

Речевое развитие: формировать умение рассуждать, развивать связную образную речь, упражнять в составлении небольшого описательного рассказа, продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей (санитары леса, вредители леса, желна, жуки-короеды);

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать экологическую культуру детей, бережное отношение к природе и птицам родного края;

Предшествующая работа:

- НОД «Познавательное развитие» на тему «Чёрный дятел»;

- чтение энциклопедической литературы по теме;

- чтение рассказов М. Пришвина «Дятел», «Лесной доктор», Н. Сладкова «Жалейкин и дятел», К.Д, Ушинский «Дятел»;

- беседа с детьми о перелётных и зимующих птицах, о значении леса для жизни животных и человека;

- дидактическое упражнение «Узнай птицу по голосу»;

- проговаривание чистоговорок о дятле.

Дидактическое обеспечение:

- аудиозапись стука дятла по стволу дерева и голоса желны;

- мультимедийная установка, слайды с изображением чёрного дятла, ствола дерева с выдолбленными дуплами желной, поеденного жуком-короедом леса; - цветные карандаши, простой графитный карандаш, четвертинка альбомного листа, ватман А1 с изображением стволов деревьев, поеденных жуком короедом, магнитная доска.

Литературный ряд: К.Д. Ушинский «Дятел».

 

Ход НОД.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? -Тогда скажите, вы можете угадать лесную птицу не видя её и не слыша её голоса? Такое возможно? (предположения детей)

Включается аудиозапись стука дятла по дереву.

- Узнали птицу? Конечно, это дятел.  В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поёт или кричит. Но эту птицу всегда легко узнать.

- Вы можете повторить этот стук?

Пальчиковая гимнастика. (Дети стучат кончиками пальцев по стволу подражая ритму стука дятла по дереву)

- Конечно, эти звуки не очень мелодичные, но деревья им рады. Почему? (ответы детей)

Вдруг в лесу раздался стук.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

- От каких вредителей спасает дятел деревья? (жуки: короед, долгоносик, древоточец)

- Какое прозвище за это получил дятел в лесу? (лесной лекарь, лесной доктор)

- В лесах нашего края живёт очень редкий дятел, удивительный лесной лекарь и плотник. Узнали его? (слайд с изображением чёрного дятла-желны) Эта птица настолько редкая, что занесена в Красную книгу Ульяновской области.

- Что вы можете о нём рассказать? (Черный дятел (желна) - санитар леса, редкий вид птиц который уничтожает паразитов, прячущихся в коре деревьев, тем самым сохраняя их. Всю жизнь дятел перелетает с дерева на дерево, спасая лес от паразитов. Целый день он может строить свои дупла. Почти вся древесная жилая площадь в лесу - его работа. В дуплах с удовольствием поселяются разные птицы и небольшие звери. (слайд – ствол дерева с дуплами, выдолбленными желной) Не пуглив).

         Послушайте, ребята, как описывает работу чёрного дятла в лесу писатель К.Д. Ушинский в рассказе «Дятел»:

«Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, — мурашей да козявок из-за коры выпугивает. Кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугалися мураши: — Эти-де порядки не хороши! Со страху корячутся, за корою прячутся — не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает, мурашей, словно рыбку, таскает.»

- В лесу чёрного дятла-желну можно узнать по пению, у него звучный голос, слышимый на большом расстоянии (аудиозапись крика желны)

- Как поёт желна?

Звукоподражание: «крю-крю-крю-крю» - «клии»

 

 

 Динамическая пауза.

Дятел наш не устаёт                   -взмахи руками в стороны вверх-вниз;

Целый день в работе,

Он личинок достаёт                   - наклоны головы вперёд;

Клювом много сотен.

Дятел, дятел, не стучи -             - руки согнуты в локтях, ладошки вперёд,

Квакают лягушки                        ноги в стороны, имитация прыжков лягушки;

Дятел, дятел, замолчи –             - дети закрывают уши ладонями, покачивают

Заболели ушки.                            головой в стороны;

Лучше, дятел, полетай               - пальцы к плечам, круговые вращения

Над ночным болотом,                 локтями: 4 раза вперёд, 4 – назад;

Отдохнуть лягушкам дай          - приседание, руки под щёку;

Ночью спать охота.

Сосны сердятся в бору:              - покачивания туловищем влево-вправо

Стук не без причины -                с поднятыми вверх руками;

Загляните под кору,                    - ладошки к щекам, покачивания головой

Сколько там личинок!                влево-вправо.

   

- Ребята, из леса «прищла» весточка: в лесу поселились жуки-короеды.  

(ватман с изображением леса, поеденного жуком-короедом)    

Ребята, дятлов в лесу осталось очень мало и справиться с таким большим нашествием жуков-короедов им не под силу. Чем мы можем помочь?

Нарисовать дятлов и «поселить» (пригласить) их в лесу.     

Рассматривание с детьми особенностей внешнего вида желны (Выделяется цветом перьев и размерами. Оперение блестяще-чёрного цвета, на голове у него – красная пилотка. Самый крупный среди дятлов, чуть меньше и изящнее грача. Клюв - долото желтого цвета, лапы серые, даже голубоватые.), позы (занимает вертикальное положение, крепко держась лапками и упёршись хвостом в ствол), возможных способов изображения дятла.

 Предложить детям способ рисования «по цифрам».

 - Какие цифры могут помочь нарисовать дятла? (предложения детей)

Показ способа изображения дятла с помощью цифр «1» и «2»:

(делаем набросок простым карандашом)

- сначала рисуем вертикальный ствол дерева ближе к правому краю листа;

- затем рядом со стволом рисуем цифру «2» с прямым хвостиком;

- рисуем рядом с двойкой более длинную перевёрнутую цифру «1», развёрнутую носиком к двойке (спинка и нижняя часть крыла);

- дорисовываем голову, клюв, пятно-пилотку на голове, газ, хвост, упирающийся в ствол, пальчики на лапках, крыло.

Самостоятельная работа детей. Поощряю точность передачи в рисунке строения птицы, пропорциональность частей тела, аккуратность в раскрашивании, детализацию образа птицы (прорисовывание пёрышек, лапок и т. д).

По окончании работы магнитиками «сажаем» дятлов на стволы деревьев, рассматриваем и анализируем детские рисунки, вспоминаем с детьми о прозвище чёрного дятла («лесной лекарь»), о роли дятла-желны в здоровье леса, о необходимости его оберегать, не беспокоить в лесу. Предлагаю детям показать рисунок своим родителям, друзьям, рассказать о чёрном дятле, его роли в природе.

 

Приложение:

  1. 1.     Чистоговорки о дятле.

Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом. (С. Маршак)

Дятел в дуб все тук да тук. Дуб скрипит: «Что там за стук?» (С. Черный)

Дятел клювом дуб долбит.

 

  1. 1.     Загадки о дятле.

Не маляр, не плотник, а лесной работник.

  •  

Я по дереву стучу.

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой.

Всё равно он будет мой!

  •  

Слышишь этот странный звук

На стволе деревьев?

Что за птица: тук, тук, тук,

Молоточком мечет?

Что он хочет от сосны?

Что он ей – приятель?

Червячков и гусениц

Добывает…(дятел)

  •  

Хоть я не молоток – 
По дереву стучу; 
В нем каждый уголок 
Обследовать хочу. 
Хожу я в шапке красной 
И акробат прекрасный.

  •  

Лале
У деревьев доктор свой,

Не обычный, а лесной,
Разговаривает просто
Он с берёзой и сосной.
Без лекарств и инструмента
Он излечит пациента,
Прилетел и сел на сук -
-Как здоровье? тук-тук-тук...

  •  

Чёрный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Всё время стучит,

Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только их лечит.

  •  

 В пёстрой одежонке,

 В красненькой шапчонке

 По лесу летает,

 В барабан играет.

 

  •  

В тёмном фраке, молчаливый
Санитар неутомимый
Сел и вытянулся в рост,
Оперся на сильный хвост,
Для удара выбрал точку,
Стукнул клювом-молоточком.
"Тук-тук-тук" да "Тук-тук-тук" -
Слышен частый перестук.

 

 

3. Стихотворения:

В. Соколов

Черный дятел, 
Сердцем светел,
Клювом                                                          
Днем березу метил.
Чтоб медведь не погубил –
На дрова не порубил.

  •  

 

Г. Ряскина
Тук-тУк, тук-тУк! Тук-тук-тук!
На сосне веселый стук,
словно кто-то молоточком
забивает там гвоздочки.
Есть такая птица -Дятел
На рассвете, на закате
Ищет под корой жучков,
паучков и червячков.
У него на это дар -
Он деревьев санитар!

  •  

Д. Полоновский
Что за стук в лесу я слышу?
Кто по дереву стучит?
Голову поднял и вижу,
Дятел на сосне сидит.
Как хирург деревья лечит,
Вскроет корку на стволе,
С ним жуки не любят встречи,
Жук что пища, на столе.
Этих вредных насекомых,
Дятел быстренько найдет,
И личинок обреченных,
Быстро съест и уберет.
Будет дереву полегче,
Без жучков и червячков,
И деревья станут крепче,
Будет лес всегда здоров

  •  

Д. Герасимова

Дятел дерево: тук-тук,
А по лесу: стук-стук-стук...
Славный доктор Айболит,
Он на дереве сидит.
Красно-чёрный, чёрно-красный,
Доктор из него прекрасный!

  •  

А. Люсьенович

В красной шапке набекрень
По стволу стучит весь день
Мой лесной приятель -
Непоседа дятел.


4. Рассказы:

В. Бианки «Дятел и малиновка»;

Н. Сладков «Клёст и дятел», «Сорока и дятел», «Дятлово колечко», «Кто в дупле живёт?», «В лесах счастливой охоты. Дятел», «Жалейкин и дятел»;

М. Пришвин «Дятел», «Лесной доктор»;

К. Ушинский «Дятел»;

В. Токмаков «О чём говорил дятел»;

А. Шевченко «Сказки доктора Дятла».

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group