Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте.

     В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, кото­рый позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обу­чаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

     Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, Иод бмес. -30-40 слов, в 2 года - 200-300 слов; к 3 годам - 1000 - 1 ЮОслов; в 4 года -1600слов; в 5 лет - 2200 слов, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3,5-4 тысячи. В то же самое время следует отметить, что различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. (Д.Б. Эльконин ).

    Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, мед­леннее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во- первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знаком­ство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером име­ни прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря от­ражает круг интересов и потребностей ребенка. По данным психологов пяти­летний ребенок произносит в день примерно 11 тыс. слов, при этом наиболее часто используемые слова - «Я», «я хочу», «я буду», «я люблю».  В ис­следованиях В.В. Гербовой  установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей младшего дошкольного возраста. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, назва­ния объектов живой природы - 16,55, названия средств передвижения-15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются назва­ния явлений неживой природы, частей тела. Третью часть всех слов состав­ляют глаголы.

Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду по­степенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, от­ражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.

      В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышле­ния ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Этим же объясняется  или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, кото­рые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла.

Другой особенностью является постепенное овладение значением, смыс­ловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка- дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не име­ет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).

     По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обоб­щать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам не­существенным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально за­крепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типи­чен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие ме­ховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного. Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор.  В другом случае, расширяя значе­ние слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содер­жанием слова. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Коль­цова, которая выделяет несколько промежуточных степеней обобщения: Первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла - только вот эта кукла) - начало 2-го года жизни;

Вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда одно­родных предметов, независимо от размера, цвета, материала (кукла и большая, и маленькая, в платье или голышка..- конец 2-го года жизни;

Третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (игрушки, посуда, мебель...) - три - три с половиной года жизни;

Четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове дан как бы итог предыдущих уровней обобщения (вещь - игрушки, по­суда, мебель) - пятый год жизни.

    При формировании обобщающих понятий наблюдаются многочисленные ошибки, перенос наименования с одного предмета на другой, сужение или наоборот, расширение границ значений слов и их применения. Объясняется это тем, что дети не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, кото­рые называются данными словами. Причем, понимание и употребление слов детьми зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами.

Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства из­меняется по мере развития познавательных возможностей ребенка. По данным А.П. Иваненко, лексически правильные наименования предметов составили у детей четвертого года жизни только 26%, неправильные - 55%, а отсутствие ка­кого-либо наименования -19% [33]. Наблюдается отставание словаря от быстро растущих представлений.

     Еще одна особенность словаря дошкольника - это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого (3,5 тыс. слов у старших до­школьников, у взрослых 11-14 тысяч слов), так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Вывод: словарь дошкольника развивается постепенно и развивается в двух направлениях: количественном и качественном, но при этом наблюдается большие индивидуальные различия у детей одного возраста.

 

Список используемой литературы:

  1. Аванесова, В.Н. Обучение маленьких в детском саду: методическое пособие для воспитателей / В.Н. Аванесова.- М.: Просвещение, 1968. - 76с.
  2. Бабунова, Т.М. Дидактические игры, как средство воспитания умственной ак-тивности у детей 4 года жизни / Т.М. Бабунова.- М.: Просвещение, - 1979.
  3. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1974. - 96 с.
  4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. Инст. / А.М. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1981.- 255с.
  5. Жуковская, Р.И. Игры-занятия как педагогическое условие станов-ления самостоятельной сюжетной игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста /Жуковская Р.И. // Нравственное воспитание дошкольников. -М.: 1972, - 172с.
  6. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; под ред. О.С. Ушаковой - М.: Совершенство, 1998.- 368с.
  7. Иваницкая, Е.Ф. Дидактические игры в детском саду / Е.Ф. Иваницкая.- М.: 1949,-57с.
  8. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». ДОУ: Федеральные государственные требования (2 младшая группа)/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - издательство «Учитель», Волгоград, 2012 - 292 с.
  9. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- М.: 2008. - 288с.
  10. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 4-е изд., доп.- М.: АРКТИ. 2005.-240с.
  11. Мишка и все остальные. Развитие речи . 2-4 года, изд. Карапуз, 2006.-144с.
  12. Мурашковска, И.Н. Развивающие игры. Игра «Теремок» / И.И. Мурашковска.- Рига: 1994.-34с.
  13. Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
  14. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр. / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: изд. АПН СССР, 1990. - 325с.
  15. Развитие речи и творчества дошкольников: учебно-практическое пособие / Е.М.Струнина и др.; под общ. ред. О.С. Ушаковой.- Сфера, 2007. -144с.
  16. Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методика. Конспекты занятий. Игры и упражнения. / под ред. О.С. Ушаковой.-Сфера, 2007. - 224с.
  17. Смага, А.А. Особенности понимания многозначных слов до-школышками / А.А. Смага.- М.: Академия, 1998. - 75с.
  18. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. -М.: 1982. - 87с.
  19. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - Минск: 1976. - 52с.
  20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 188с.
  21. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / О.Ю. Филимонова. - СПб. :Детство-Пресс, 2007.-128с.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт - [Электронный ресурс] 2014г.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group