![]() Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории. Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, Иод бмес. -30-40 слов, в 2 года - 200-300 слов; к 3 годам - 1000 - 1 ЮОслов; в 4 года -1600слов; в 5 лет - 2200 слов, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3,5-4 тысячи. В то же самое время следует отметить, что различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. (Д.Б. Эльконин ). Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во- первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. По данным психологов пятилетний ребенок произносит в день примерно 11 тыс. слов, при этом наиболее часто используемые слова - «Я», «я хочу», «я буду», «я люблю». В исследованиях В.В. Гербовой установлены особенности содержания наиболее употребительных частей речи в словаре детей младшего дошкольного возраста. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, названия объектов живой природы - 16,55, названия средств передвижения-15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела. Третью часть всех слов составляют глаголы. Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям. В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Этим же объясняется или отсутствие в словаре дошкольников таких слов, которые обозначают более абстрактные понятия или искажение их смысла. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Так как понятийное мышление у ребенка- дошкольника еще не сложилось, то и смысл слова, которым он овладевает, не может быть на определенном возрастном этапе понятийным. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене). По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначает обобщение, но его содержание часто расходится с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова. В другом случае слово мама он относит только к своей маме, братом называет только своего брата, сужая смысл слова до чрезвычайно конкретного. Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М. Кольцова, которая выделяет несколько промежуточных степеней обобщения: Первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла - только вот эта кукла) - начало 2-го года жизни; Вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов, независимо от размера, цвета, материала (кукла и большая, и маленькая, в платье или голышка..- конец 2-го года жизни; Третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (игрушки, посуда, мебель...) - три - три с половиной года жизни; Четвертая степень обобщения - слово достигает высшей стадии интеграции. В слове дан как бы итог предыдущих уровней обобщения (вещь - игрушки, посуда, мебель) - пятый год жизни. При формировании обобщающих понятий наблюдаются многочисленные ошибки, перенос наименования с одного предмета на другой, сужение или наоборот, расширение границ значений слов и их применения. Объясняется это тем, что дети не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем, понимание и употребление слов детьми зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка. По данным А.П. Иваненко, лексически правильные наименования предметов составили у детей четвертого года жизни только 26%, неправильные - 55%, а отсутствие какого-либо наименования -19% [33]. Наблюдается отставание словаря от быстро растущих представлений. Еще одна особенность словаря дошкольника - это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого (3,5 тыс. слов у старших дошкольников, у взрослых 11-14 тысяч слов), так как опыт познания ребенка и, следовательно, объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Вывод: словарь дошкольника развивается постепенно и развивается в двух направлениях: количественном и качественном, но при этом наблюдается большие индивидуальные различия у детей одного возраста.
Список используемой литературы:
|
ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯРЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ НАВИГАТОР
Горячая линия для многодетных Проживающие в городе многодетные родители могут обращаться по телефону 41-23-93. Всех обратившихся проконсультируют специалисты Управления по делам семьи администрации Ульяновска. Звонки принимаются с 8.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00). В остальное время звонки на горячую линию будут записаны на автоответчик, поэтому оставляйте свои координаты, чтобы затем с вами могли связаться и ответить на интересующий вас вопрос.
Сайт bus.gov.ru реализует возможность познакомиться с результатами НОКУ (независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность), а также оставить отзыв гражданами о качестве услуг, предоставляемых образовательными организациями, с приглашением заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций.Адрес в сети «Интернет»: http// bus.gov.ru
ООД УУП и ПДН УМВД России по Ульяновской области - 8(8422)27-19-23 Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области 8(8422)58-52-20 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области 8(8422)58-92-86 Общероссийский детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122, по которому можно получить консультативно- психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации Телефонная линия Следствеенного управления следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области "Ребёнок в опасности" 8(8422)41-16-15, 123 Ульяновская областная клиническая наркологическая больница телефон доверия 8(8422)717-717, по рабочим дням с 8.00 до 16.00 Телефон "горячей линии" по фактам распространения снюса -112 На базе нашего детского сада продолжает свою работу КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ для родителей имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заместителя заведующего по УВР, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда. В целях своевременного принятия мер по устранению коррупционных проявлений и предотвращению причин им способствующих, в фойе детского сада, в административном блоке, размещен "Ящик доверия" с целью рассмотрения обращений граждан.
Методические пособия, разработанные, опробированные и изданные МБДОУ ЦРР детским садом № 232
Уважаемые родители! В целях поддержания чистоты и охраны здоровья ваших детей - убедительная просьба при входе в детский сад надевать бахилы! |