Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Сущность и значение словарной работы

с детьми младшего дошкольного возраста.

Основная цель работы по развитию речи в обучении родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержа­ние в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский). В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Правильная речь рассматривается как: правильное произношение звуков и слов, правильное употребление слов по смыслу, умения правильно изменять слова согласно грамматике русского язы­ка. Хорошая речь предполагает лексическое богатство, точность и выразитель­ность. Цель речевого развития реализуется через ряд частных задач. Это такие задачи как развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирова­ние грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической и мо­нологической), формирование элементарного осознания явлений языка и речи, ознакомление с художественной литературой. Ведущей задачей речевого раз­вития является развитие связной речи, осуществление которой возможно толь­ко при успешном решении задачи развития словаря.

Словарная работа - это планомерный процесс ознакомления детей с но­выми, трудными для самостоятельного усвоения словами, объяснение смысла и значения слова, включение нового слова в практику речевого общения, воспи­тание интереса к слову .

Развитие словаря - длительный процесс, который длится всю жизнь. Вы­деляют количественную и качественную стороны этого процесса. Количе­ственная сторона - это объем запаса слов, в котором выделяют активный сло­варь (употребление слов в речи) и пассивный (понимание слов). Качественная сторона - это усвоение смысла слова, его обобщающей функции.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, по­скольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается со­держание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Главное в развитии детского словаря - освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа  проводится на основе ознакомления с окру­жающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познаватель­ных возможностей детей и предполагают освоение значения слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слов, его ассоциативные связи (семантическое поле)

с другими словами, особенности употребления слова в речи. В современной ме­тодике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее под­ходящее слова для высказываний, употреблять многозначные слова в соответ­ствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразитель­ности (синонимы, антонимы, метафоры).

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письмен­ная речи), опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запа­сом.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обо­значающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.      

С физиологической точки зрения слово является универсальным сред­ством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раз­дражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам открытым И.П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления. Быва­ет, что, запомнив слово, ребенок не всегда соотносит его с действительностью. В этом случае нарушается связь между первой и второй сигнальной системой и искажаются его представления об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обуславли­вают такой принцип в обучении как наглядность.

С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». «Обобщение и значение слова суть синонимы». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский). Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления.

 Формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной  речи детей. С одной сто­роны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой - точность и раз­нообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.

 В словарной работе с дошкольниками выделяют два направления. Первое направление - освоение детьми предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений (исследования Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной). Вто­рое направление - усвоение слова как единицы лексической системы, его свя­зей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точ­ное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи (исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной). Оба направления взаимосвязаны между собой. Безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при условии  усвоения детьми предметного, понятийного содержания слова.

Таким образом, развитие словаря важная задача речевого развития и взрослые  должны понимать ее сущность, значение и основные положения для организации полноценной работы, обеспечивающей создание благоприятных условий для своевременного и содержательного пополнения словарного запаса.

 

Список  используемой литературы:

 

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошколь­ников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.-400с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1998.-160с.

3.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей дет­ского сада/ А.Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 132с.

4.Бабунова, Т.М. Дидактические игры, как средство воспитания умственной ак­тивности у детей 4 года жизни / Т.М. Бабунова.- М.: Просвещение, - 1979.

5.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко - 2 е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991, 160 с.

6.Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1974. - 96 с.

7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; под ред. О.С. Ушаковой - М.: Совершенство, 1998.- 368с.

8.Иванова, Н.П., Система словарной работы, как средство оптимизации ум­ственного воспитания младших дошкольников /Н.П. Иванова.-М.: Просвещение, 1986.-62с.

9.Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- М.: 2008. - 288с.

10.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. са­да. / Под ред. Ф.А.Сохина - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

11.Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методика. Конспекты занятий. Игры и упражнения. / под ред. О.С. Ушаковой.-Сфера, 2007. - 224с.

12.Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методика. Конспекты занятий. Игры и упражнения. / под ред. О.С. Ушаковой.-Сфера, 2007. - 224с.

13.Скажи по-другому / речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / под ред. О.С.Ушаковой. - Самара: 1994. - 175с.

14.Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева.-изд.2-е. М.: Про­свещение, 1965.- 62с.

15.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного воз-раста) / Е.И. Тихеева. -изд. 4-е.-М: Просвещение, 1972. - 148с.

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group