Сущность и значение словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Основная цель работы по развитию речи в обучении родному языку детей - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К.Д. Ушинский). В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Правильная речь рассматривается как: правильное произношение звуков и слов, правильное употребление слов по смыслу, умения правильно изменять слова согласно грамматике русского языка. Хорошая речь предполагает лексическое богатство, точность и выразительность. Цель речевого развития реализуется через ряд частных задач. Это такие задачи как развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалогической и монологической), формирование элементарного осознания явлений языка и речи, ознакомление с художественной литературой. Ведущей задачей речевого развития является развитие связной речи, осуществление которой возможно только при успешном решении задачи развития словаря. Словарная работа - это планомерный процесс ознакомления детей с новыми, трудными для самостоятельного усвоения словами, объяснение смысла и значения слова, включение нового слова в практику речевого общения, воспитание интереса к слову . Развитие словаря - длительный процесс, который длится всю жизнь. Выделяют количественную и качественную стороны этого процесса. Количественная сторона - это объем запаса слов, в котором выделяют активный словарь (употребление слов в речи) и пассивный (понимание слов). Качественная сторона - это усвоение смысла слова, его обобщающей функции. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Главное в развитии детского словаря - освоение слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Словарная работа проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значения слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слов, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления слова в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящее слова для высказываний, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (синонимы, антонимы, метафоры). Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная речи), опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения - это, прежде всего, язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения. С физиологической точки зрения слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители. Усвоение слова есть образование временной нервной связи между ним и образом реального мира. Эти связи образуются в коре головного мозга по законам открытым И.П. Павловым. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления. Бывает, что, запомнив слово, ребенок не всегда соотносит его с действительностью. В этом случае нарушается связь между первой и второй сигнальной системой и искажаются его представления об окружающем мире. Физиологическая сущность слова, так же как и его лингвистические характеристики, обуславливают такой принцип в обучении как наглядность. С психологической точки зрения значение есть обобщение, выражающее понятие. Значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». «Обобщение и значение слова суть синонимы». Именно в значении слова «завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» (Л.С. Выготский). Взгляд на слово как на «феномен мышления» определяет своеобразие и роль словарной работы с детьми. Она тесно связана с развитием познавательной деятельности, с накоплением представлений об окружающей жизни, с формированием элементов понятийного мышления. Формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой - точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи. В словарной работе с дошкольниками выделяют два направления. Первое направление - освоение детьми предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений (исследования Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной). Второе направление - усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т.е. развитие смысловой стороны речи (исследования Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной). Оба направления взаимосвязаны между собой. Безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при условии усвоения детьми предметного, понятийного содержания слова. Таким образом, развитие словаря важная задача речевого развития и взрослые должны понимать ее сущность, значение и основные положения для организации полноценной работы, обеспечивающей создание благоприятных условий для своевременного и содержательного пополнения словарного запаса.
Список используемой литературы:
1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.-400с. 2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1998.-160с. 3.Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/ А.Г. Арушанова. -М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 132с. 4.Бабунова, Т.М. Дидактические игры, как средство воспитания умственной активности у детей 4 года жизни / Т.М. Бабунова.- М.: Просвещение, - 1979. 5.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада / А.К. Бондаренко - 2 е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991, 160 с. 6.Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1974. - 96 с. 7. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; под ред. О.С. Ушаковой - М.: Совершенство, 1998.- 368с. 8.Иванова, Н.П., Система словарной работы, как средство оптимизации умственного воспитания младших дошкольников /Н.П. Иванова.-М.: Просвещение, 1986.-62с. 9.Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.- М.: 2008. - 288с. 10.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А.Сохина - М.: Просвещение, 1979. - 223 с. 11.Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методика. Конспекты занятий. Игры и упражнения. / под ред. О.С. Ушаковой.-Сфера, 2007. - 224с. 12.Развитие речи детей 3-4 лет. Программа. Методика. Конспекты занятий. Игры и упражнения. / под ред. О.С. Ушаковой.-Сфера, 2007. - 224с. 13.Скажи по-другому / речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / под ред. О.С.Ушаковой. - Самара: 1994. - 175с. 14.Тихеева, Е.И. Игры и занятия малых детей / Е.И. Тихеева.-изд.2-е. М.: Просвещение, 1965.- 62с. 15.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного воз-раста) / Е.И. Тихеева. -изд. 4-е.-М: Просвещение, 1972. - 148с. |
официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 232 "Жемчужинка" г. Ульяновска — https://dou232.gosuslugi.ru.Информация , размещенная на данном сайте является неактуальной.ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯРЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ НАВИГАТОР
Горячая линия для многодетных Проживающие в городе многодетные родители могут обращаться по телефону 41-23-93. Всех обратившихся проконсультируют специалисты Управления по делам семьи администрации Ульяновска. Звонки принимаются с 8.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00). В остальное время звонки на горячую линию будут записаны на автоответчик, поэтому оставляйте свои координаты, чтобы затем с вами могли связаться и ответить на интересующий вас вопрос.
Сайт bus.gov.ru реализует возможность познакомиться с результатами НОКУ (независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность), а также оставить отзыв гражданами о качестве услуг, предоставляемых образовательными организациями, с приглашением заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций.Адрес в сети «Интернет»: http// bus.gov.ru
ООД УУП и ПДН УМВД России по Ульяновской области - 8(8422)27-19-23 Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области 8(8422)58-52-20 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области 8(8422)58-92-86 Общероссийский детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122, по которому можно получить консультативно- психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации Телефонная линия Следствеенного управления следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области "Ребёнок в опасности" 8(8422)41-16-15, 123 Ульяновская областная клиническая наркологическая больница телефон доверия 8(8422)717-717, по рабочим дням с 8.00 до 16.00 Телефон "горячей линии" по фактам распространения снюса -112 На базе нашего детского сада продолжает свою работу КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ для родителей имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заместителя заведующего по УВР, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда. В целях своевременного принятия мер по устранению коррупционных проявлений и предотвращению причин им способствующих, в фойе детского сада, в административном блоке, размещен "Ящик доверия" с целью рассмотрения обращений граждан.
Методические пособия, разработанные, опробированные и изданные МБДОУ ЦРР детским садом № 232
Уважаемые родители! В целях поддержания чистоты и охраны здоровья ваших детей - убедительная просьба при входе в детский сад надевать бахилы! |