Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе познания в природе».

 

«Детство — каждодневное открытие мира.

Нужно чтобы это открытие  стало прежде всего

                                                                   познанием человека и Отечества.

                                               Чтобы в детский ум и сердце входили красота

 настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая

красота Отечества», — писал В.А. Сухомлинский.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.  

Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего ее познания.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является   вечным источником детского разума, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет такое бесценное свойство человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования. Общение с природой оказывает благотворное влияние и на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменениями.

Таким образом, в процессе систематических, целенаправленных наблюдений в природе у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуются мыслительные процессы. Дети учатся думать  и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи. Наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учиться находить и правильно определять словом причиненную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы. Умение аргументированно, доказательно излагать мысли способствует формированию реалистического мировоззрения, совершенствуется умение сопоставлять, сравнивать, делать выводы, создаются предпосылки для формирования  таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость, выразительность.

С утверждением о том, что экологические знания можно смело отнести к речевым занятиям, я думаю, согласятся все. Для малышей  очень важно воспитание гуманных чувств.

Великий педагог В. А. Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

       У младшего дошкольного возраста первостепенное место в словаре занимают существительные и глаголы поэтому, пока живой объект спокоен и мало подвижен уместно задавать вопросы, требующие описательного ответа, с включением прилагательных, характеризующих данное животное. Например: «Какого цвета шерстка, какого цвета глазки?» и т.д. Можно задавать вопросы альтернативные или подсказывающие : «Котенок гладкий или пушистый?» или провокационные вопросы: «Кролик колючий как ежик или нет?»

Обязательно во время наблюдения мы  должны  использовать пальчиковую гимнастику это очень важно, т.к. центр регулирующий мелкую моторику пальцев и речевой центр в коре головного мозга находятся  рядом.

И работая руками, мы соответственно возбуждаем и речевой центр.

Задавая вопросы нужно соблюдать  принцип наглядности, т.е. должно быть соединение речи и действия объекта. При наблюдении нужно обязательно обращать внимание на настроение животного. С самого начала учебного года, с самых первых наблюдений  идет работа над обогащением словарного запаса.

Пробудив интерес ребенка к общениям с животными можно добиться и элементарного повествовательного текста. Обычно это небольшие рассказы из личного опыта: «когда я был в деревне у бабушки…»

Во время наблюдений дети хорошо рассуждают. Любое рассматривание стимулирует у детей процесс словотворчества. Важным источником развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы. Развитию образной речи способствуют и произведения устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм.

Ни одно наблюдение не обходится без них. Наблюдение за живыми объектами - это самый благодатный материал для развития речи младших дошкольников, т.к. живой объект всегда ярок, интересен; он пробуждает эмоциональный интерес детей, заставляя их выражать свои чувства, свой восторг-словами.

 

Литература.

 

1. Апполонова Н. И., Румянцева И. Л. Экологическое образование детей дошкольного возраста - Ульяновск, 1998

 

22. Апполонова, Н.И. Прикоснись к природе сердцем. Методическое пособие. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста. (3- 5 лет). [Текст] / Н.И. Апполонова, Э.Э.Баранникова, Н.М.Грачева. Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2015. -203 с

 

3. Волкова В.Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста - ТЦ «Учитель», 2001

 

4. Иванова Н.П.,Кривошеева Г.А. Фольклор для малышей-Ульяновск, 2001

 

5. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М., Терентьева Е.Ф. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ Под ред. Саморуковой П.Г.- М.: Просвещение, 1991

 

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студ. сред, и высш. пед. Учебных заведений - М.: Издательский центр « Академия», 1998

 

7. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младшего дошкольника. Книга для воспитателей детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 2006

 

8. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников- М.: Мозаика-Синтез,2002

 

9. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. Раннее Детство: познавательное развитие - М.: Мозаика - Синтез, 2003

 

10. Поваляева М.А. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия « Мир вашего ребёнка»- Ростов н/Д.: Феникс,2002

 

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и колледжей/Под редакцией Ерофеевой Т.И.- М.: Издательский центр « Академия»,1999

 

12. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений- М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2002

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group