Версия для слабовидящих

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

         Целенаправленное приобщение дошкольников к историческим событиям Родины, воспитание и развитие патриотических чувств наиболее актуально в современных условиях. Одно из эффективных средств нравственно-патриотического воспитания – ознакомление дошкольников с героическим прошлым своей страны. Знание прошлого своей земли, её героев особенно важно, ведь без знания прошлого, без понимания его мы не можем по достоинству оценить настоящее. Непосредственное общение с памятниками истории, музеями, с ветеранами войны и тыла обогащает детей новыми знаниями и социальным опытом, расширяет кругозор, способность воспринимать и ценить красоту и важность увиденного.

       Проблема патриотического воспитания  подрастающего поколения всегда являлась одной из основных в системе дошкольного образования (К.Д. Ушинский, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова,  М.И. Богомолова, Л.И Беляева, Н.В. Мельникова и др.). 

       В толковом словаре  патриотизм (от греческого соотечественник, родина) - любовь к родине  привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

       «Патриотизм» - понятие многогранное, включающее любовь к родному языку, природе, гордость за свой народ, ощущение единства со всем окружающим, желание приумножать богатства страны.

       Нравственно-патриотические чувства только ещё зарождаются в дошкольном возрасте, и хотя ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности будущего гражданина.

       Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

       Интегрированный подход в технологии нравственно-патриотического образования детей дошкольного возраста реализуется через комплексный характер решения педагогических задач, синтез искусств, использование разных видов детской деятельности, интеграции методов и приемов работы  с детьми и родителями.

       По традиции в юбилейный год победы над фашистской Германией вся страна отдает дань героическому прошлому народа. На радио и телевидении идут передачи на военно-патриотическую тематику, в общении с взрослыми дети слышат воспоминания о Великой Отечественной Войне, героизме наших людей. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину. Поэтому необходимо серьезно и ответственно подходить к формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной Войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать им помощь. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, полководцами.

       В связи с празднованием 75-летия Великой Победы в МБДОУ 232 реализуются мероприятия, посвященные этой великой дате: проведён конкурс чтецов среди воспитанников старшего дошкольного возраста; цикл интегрированной образовательной деятельности «Защитники Отечества», с включением  доступных и интересных для детей сведений о героях войны (в том числе и о животных), памятниках в городе Ульяновске, посвящённых памяти участников Великой Отечественной войны (Обелиск 30-летия Победы). Особое место уделено рассматриванию репродукций картин «Фашист пролетел» А.А. Пластова, «Салют Победы» И.И. Белоглазова, «Возвращение с победой» А. Китаева, чтению произведений о героях Великой Отечественной Войны. С детьми организуются выездные экскурсии краеведческого музея «Доспехи богатырские».  Свои впечатления дети отражают в  художественно-творческой деятельности: создании макета – панорамы «Весна 1945 года» (бросовый, строительный, природный материал, пластилин, бумажная пластика, витражная техника), принимают участие в выставке детских работ «Салют Победы» (рисование и объемная аппликация).

       В дошкольном учреждении реализуются  военно-исторический репортаж- марафон на основе семейных реликвий «Мой прадедушка участник Великой Отечественной Войны» (сбор материала об участниках войны: запись воспоминаний участников войны, оформление стендов, газет), который вызывает большой интерес у родителей и воспитанников. Дети беседовали, а родители записывали воспоминания участников войны и других военных событий на территории страны и за рубежами нашей Родины, высказывали свои детские суждения о войне.

       Среди воспитанников подготовительных к школе групп был проведён опрос, детям были заданы следующие вопросы:

- Знаешь ли ты что-нибудь о Великой Отечественной Войне? Кто тебе рассказал о ней?

- Как ты думаешь, что такое война?

- Хочешь ли ты, чтобы была война? Как бы ты хотел, чтобы жили люди?

       Рассуждения детей были такие:

«Война – это когда воюют, стреляют из автоматов. Я видел войну по телевизору, мне было интересно смотреть. Война - это плохо, потому что там убивают людей. Я не хочу, чтобы была война, потому что на войне умирают люди».

«Мне про войну рассказали мама и папа, потому что я хотела узнать, что было раньше. Война - это когда напали на страну, на нашу землю фашисты. Война – это страшно, потому что могут убить. Я не хочу, чтобы была война, потому что мы можем умереть. Я хочу, чтобы этого (войны) не было никогда, а люди жили долго и счастливо».

       Во время войны на долю нашего народа выпало много испытаний, но мы победили. Об этом говорят музейные выставки, памятники, картины и живые слова участников этих великих событий.

       Внучка участника войны Васильева Виктора Сергеевича, мама двух наших воспитанников, говорит: «Особенно интересны  для моего сына Артема и дочки Маргариты истории прадеда, непосредственного участника военных событий. Приближается историческая дата - 75-летие со дня Победы над фашистской Германией, и нам захотелось обобщить те разрозненные воспоминания об этих тяжёлых годах в жизни моих родственников и лучше представить, что было сделано этим поколением российского народа, чтобы спасти Родину от страшной беды. Недавно мы простились в нашей семье с последним человеком, который может поведать нам об этом, да и во всей стране их становится всё меньше и меньше. Поэтому мы решили записать некоторые из рассказов нашего дедушки, чтобы помочь нашим детям и внукам узнать историю этого периода глазами и сердцами предков. Во время Берлинской операции  дедушку и его товарищей во время бомбежки взрывной волной выбросило в кювет из машины, он был ранен и направлен в госпиталь, а вернулся он в часть накануне Дня Победы, еще в гипсе и повязках. Утром 9 мая 1945 года начальник связи дивизии официально поздравил личный состав с Днем Победы.  «Это трудно пересказать  - говорил дедушка, - это надо было видеть! Люди танцевали, пели, обнимались, целовали солдат!».   В октябре 45 года дедуля вернулся домой, его заслуги отмечены Орденом Отечественной войны и семью медалями».  

       Реализация этого военно-исторического репортажа - марафона объединила общей идеей память поколений, пронзительны и неповторимы по своей искренности письма и воспоминания участников  и детей войны.

       Дети войны… Эта тема живо интересует старших дошкольников, внимательно слушают они рассказ воспитателя о блокаде Ленинграда, детях, которые встали к станкам вместо отцов, о детях – «сыновьях полка». Из воспоминаний М.А. Чугуновой, учительницы, пенсионерки: «Когда была открыта «Дорога жизни»  детей - сирот из Ленинграда привезли в Ульяновск. И вот обращаются по радио: «Товарищи ульяновцы, пожалуйста, прибывают дети из Ленинграда. Пока мы подбираем здание для детского дома, возьмите детей».  Мои родители говорят так: «Мария и Зоя, теперь будете жить в одной комнате, а вот эту мы отдаем двум девочкам или двум мальчикам, кто достанется».  Отец взял двух девочек, одной было 14 лет, а другой 7 лет, они были сестры. Предупредили всех: «Не кормите их сразу! Не кормите!». Только ложку столовую парного молока можно было дать за один раз, больше ничего давать нельзя. Только потом можно будет давать куриный бульон. Стали наши девочки поправляться. В это время детский дом был подготовлен, дом Языковых. И туда всех собрали с наших домов. И так этот дом считался  ленинградским».   

       Дети внимательно рассматривали старую фотографию военных лет, на которой ленинградские дети - дошкольники с воспитателем летом на прогулке  на Новом Венце.  Хорошо видна старая Волга с островами, Заволжье, дома в Подгорье (4, с 49,).

Регулярно проводится работа с родителями. Им вместе с детьми предлагается участвовать в акциях «Звезда Победы», «Солдатский треугольник», «Бессмертный полк», в размещении портретов родственников – участников Великой Отечественной войны в галерее «Дорога памяти» на территории военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот», где строится Главный храм Вооружённых Сил России.

      Продуманное использование краеведческого материала,  интегрированный подход к реализации нравственно-патриотического компонента дошкольного образования, синтез личного и общегосударственного помогают поддержать возрастной интерес детей к историческим событиям Отечества, сделать процесс познания героического прошлого своей страны творческим, развивающим, значимым и интересным для каждого ребёнка.

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38

mdou232@bk.ru

Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group