Версия для слабовидящих

Воспитатели физической культуры

Реброва Ольга Васильевна

Чугунова Наталья Викторовна

Степанова Татьяна Николаевна

 

 

Учебно-воспитательный процесс по формированию навыков здорового образа жизни в детском саду 

Решая задачи по укреплению здоровья воспитанников, возникла необходимость во взаимодействии  всех педагогов (воспитателя, инструктора по ФИЗО, инструктора по плаванию, эколога, музыкального руководителя, психолога, педагогов дополнительного образования). Главной целью которого  является – научить ребенка заботиться о своем  организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания.

Работа воспитателя по здоровьесбережению ведущая и объединяющая, он координирует  действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как он постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей не только в организации и проведении режимных моментов, но и в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций «Листа здоровья» детей. 

В рамках блока «Я и мое здоровье» педагогами проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья»,  «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками, разных видах нерегламентированной деятельности.На «пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о вреде алкоголя и курения, пользе от занятий физкультурой и спортом и др.

Большую роль, в сохранении и укреплении здоровья детей,   играет регулярное проведение непосредственной образовательной деятельности «Физическая культура», в  которую включены  игры и задания с дошкольниками, разнообразные элементы двигательной активности: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения с использованием спортивного инвентаря. Организация плавания играют важную роль в закаливании и оздоровлении дошкольников, способствуют предотвращению заболеваний опорно-двигательного аппарата, формируют осанку, на них закрепляются полученные анатомические знания,  повышается эмоциональный настрой детей. Дети с удовольствием посещают бассейн, испытывают огромную радость от купания в воде и гордость за тех, кто научился плавать.

Осуществляя задачи дошкольного учреждения,  велась планомерная, системная  работа. Большое значение играла организация и регулярное проведение физкультурных занятий и плавание с дошкольниками, начиная со второй младшей группы, спортивно – досуговая  деятельность, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, посещение детских спортивных секций.

Воспитателями в группах продолжается работа по укреплению и оздоровлению дошкольников:  массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, использование «дорожек здоровья» и другое. Большое внимание педагогами уделяется соблюдение двигательного режима  в течение дня. Инструкторами по физической культуре проводились (и проводятся) раз в квартал «Недели здоровья», «Весёлые эстафеты» на улице, водно – спортивные праздники в бассейне, «Юные пожарные», ежегодно  принимаем  участие в районной  спартакиады «Малышок».

В ДОУ включены занятия физическими упражнениями различной формы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастика после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций, плавание.

Физическая культура формируется по следующие типам:

 

Классические, игровые, сюжетные, комплексные, самостоятельные, тематические,  тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т.д.), занятия серии «изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи),

 

Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по «Тропе здоровья» хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок).

В ДОУ закаливание солнцем, осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. 

 

Хотелось бы отметить, что благодаря использованию перечисленных форм работы и объединению их с игровой деятельностью  наши воспитанники меняются: они становятся активнее, коммуникабельнее, увереннее в себе, доброжелательнее. А главное – у них появилась возможность приобрести навыки ЗОЖ, не только сохранить, но и укрепить здоровье. Они полюбили физкультуру и спорт, особенно плавание.

 Родители наших воспитанников - постоянные участники спортивных праздников и развлечений. Интересно и содержательно с участием родителей   проходят физкультурные праздники на тему: «Папа, мама и я - спортивная семья», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Ловкие, сильные, смелые», «Масленица» . На праздник «День защитника Отечества» приглашаются не только папы, но и дедушки наших воспитанников, они активно участвуют в выполнении спортивных заданий и делятся своими впечатлениями о службе в вооруженных силах.

Ежегодно команда детей ДОУ принимает участие в городской  спартакиаде  «Малышок», Так же инструктор по физической культуре Реброва О.В.  ежегодно является  членом судейской коллегии, как в городских, так и областных соревнованиях. Имеет почётную грамоту от Управления образования администрации г.Ульяновска, благодарность от Министерства образования Ульяновской области.

 

Наглядная агитация для родителей по охране и укреплению здоровья детей  представлена  в настенной газете  «Расти здоровым, малыш!».

Таким образом, наш опыт показывает, что внедрение здоровьесберегающих технологий в практику ДОУ позитивно влияет  на уровень экологической и физической культуры дошкольника, потребности и практики здорового образа жизни, осознанное отношение детей и родителей к своему здоровью.

 Медицинскими сестрами и врачом-педиатром, воспитателями для родителей регулярно проводятся индивидуальные беседы и консультации по проблемам здоровья детей, даются задания: по профилактике простудных заболеваний, организации здорового образа жизни в семье, значению отдыха на море с детьми, привлечению к спорту, повышению двигательной активности, методике  проведения точечных массажей, по сбору лекарственных трав. Во всех возрастных группах детского сада с родителями регулярно проводится анкетирование на тему: «Здоровье вашего ребенка», оформляются папки «Советы врача». Углублённая последовательная работа по оздоровлению дошкольников дала положительные итоги: снизился уровень заболеваемости, уменьшилось число болеющих воспитанников, улучшилась посещаемость, выросла активность и заинтересованность детей

 

  

 После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому  способствует комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого  меняется и её продолжительность (от 7–15 минут).

Хождение по массажным дорожкам осуществляется ежедневно. Дети занимаются босиком. После проведения разных вариантов гимнастики переходят к водным процедурам (умывание, занятия в бассейне).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы являются воспитание физически и психически здоровой личности. Работа ведётся в трёх направлениях:

 

1) укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм оздоравливания;

 

2) формирование положительных эмоций и чувств;

 

3) воспитание оптимистического мироощущения.

Постарались создать в каждой возрастной группе среду, содействующую реализации программы. Для реализации оздоровительных задач в каждой группе имеются Центры по физической культуре с пособиями для  двигательной активности детей. Нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, канаты-змейки, следы, ходули и т.д.

 

 На участке детского сада проложена «тропа здоровья», в оформлении которой использованы различные материалы: (шишки, хвоя, галька, песок, растительный покров и др.).

 

В детском саду созданы все условия для развития как организованной, так и самостоятельной двигательной деятельности дошкольников с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей.  Есть прекрасная спортивная площадка, оснащённая спортивным оборудованием, где осуществляется непосредственная деятельность по физическому развитию, в индивидуальной форме, развлечения, в том числе и с привлечением родителей.  Летом большим спросом у детей пользуется «Тропа здоровья» как в организованной, так и самостоятельной деятельности.

Кроме этого ежедневно проводится взбадривающая гимнастика после сна, которая помогает ребёнку проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактики сколиоза и плоскостопия и включает:

 

 – ОРУ из  и.п. лёжа и сидя на кровати;

 

– проведение точечного массажа и самомассажа

 

– закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различным покрытием и наполнителями, умывание прохладной водой, полоскание рта и горла ит.д.);

 

– воздушные контрастные ванны, купание в бассейне;

 

– танцевальную ритмическую гимнастику.

 

– корригирующую гимнастику для стоп , для глаз;

 

–дыхательную гимнастику;

 

Используя каждый раз что-то новое (текст, музыку и т.д.), мы не только повышаем заинтересованность детей, но и развиваем познавательные способности. При планировании самостоятельной деятельности в ДОУ идёт забота о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделяется  в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разновидности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. 

 В ДОУ, для обогащения двигательной сферы своих воспитанников имеется спортивный зал площадью 90кв.м., оснащённый спортивным оборудованием и инвентарём. В нём проходят занятия у 14 групп: в первых младших групп, по 2 занятия в неделю; во вторых младших  группы и средних, по 3 занятия в неделю;  в старших и подготовительных – по 2 занятия в зале и одно на улице, на спортивной площадке. В спортивном зале, во второй половине дня два раза в неделю, с детьми старшей или подготовительной группы, в количестве 20 человек, проводится кружковая работа «Мяч – моя любимая игрушка»; один  раз в неделю, в количестве 12 человек, «Ритмическая гимнастика». Так же проходят спортивные развлечения, досуги в каждой группе один раз в месяц, спортивные праздники не реже четырёх раз в год.

Спортивная площадка с ровной поверхностью, также оснащена спортивным оборудованием: прыжковая яма, бревно,  два спортивных комплекса с турниками, лестницами, с баскетбольными кольцами; стойки для волейбольной сетки, стойки для метания, дуги, лабиринт, беговая дорожка. 

 При организации физкультурно–оздоровительной работы роль индивидуального подхода особенно значима, так как её результаты непосредственно сказываются на состоянии здоровья воспитанников. Поэтому цели нашей работы – сохранение и укрепление здоровья детей, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку.

 Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка.  Самые простые критерии отбора – хорошее самочувствие, настроение и здоровье. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, наилучшим способом приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, в том числе к школе.

Для осуществления непосредственной деятельности по физическому воспитанию в индивидуальной форме соблюдаются следующие правила:

– постепенность занятий физическими упражнениями во время      болезни     и после неё;

– систематичность занятий физкультурой;

– дозирование по числу повторений физических упражнений;

– постепенность наращивания длительности нагрузок;

– разнообразие форм оздоровительной физической культуры;

–рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных   мероприятий;

– участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга.

 

Пользуются популярностью у родителей заседания клубов «Неболейка» и «Здоровейка», родительские собрания на темы: «Закрепление навыков гигиены с детьми дома»,  «Здоровый образ жизни в семье», «Вредные привычки родителей - пример для подражания детей» и другие. Они помогают  решать проблемные ситуации и повысить уровень родительской компетентности в вопросах сохранения здоровья детей, обменяться опытом закаливания детей, привлечь родителей и детей к здоровому образу жизни.

Бассейн

Вот уже много лет в ДОУ дети обучаются плаванию благодаря родителям (помогли спонсировать в ремонте бассейна). Плавание – это один из немногих видов спорта, который разносторонне и гармонически развивает все группы мышц ребёнка, формирует правильную осанку, помогает избавиться от плоскостопия, закаливает организм, укрепляет веру в свои силы. Наши дети начинают заниматься плаванием со второй младшей группы, по два раза в неделю. Бассейн у нас светлый,  красивый,  площадью 72 кв. метра и ёмкостью в 50 кубов.

Бассейн – место, где предъявляются особые требования к двигательным способностям детей. У большинства детей перед водой сковывает тело. Даже не сама вода пугает ребёнка, а её обилие. И чтобы избавить ребёнка от страха, приходится создавать определённые условия, индивидуальный подход как в привыкании к воде, так и в обучении плаванию. Обучению предшествуют наблюдение инструктора, поскольку дети своим поведением в воде сами подсказывают, с чего следует начинать. Если ребёнок боится брызг, надо научить его опускать лицо в воду, боится упасть – научить вставать, боится захлебнутся – научить правильно дышать, нырять и т.д.

К мнительным и тревожным детям приходится проявлять выдержку и спокойствие, стараться вызвать доверительные отношения. В процессе обучения активно вовлекаются родители, особенно на первом этапе привыкания к воде.

Праздники и развлечения на воде – неотъемлемая часть обучения детей плаванию, одна из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.  Часто проходят праздники, связанные с бассейном. В дне рождении детскому саду обязательно задействован бассейн, герои сказок – как взрослые (царь Нептун и др.),  так и дети готовят представление на суше и в воде (дети: лягушки, рыбки, русалки показывают танцы на воде, синхронное плавание).

 

Каждый год в начале лета проводится праздник «День Нептуна», весной – водно-спортивный, для подготовительных групп «Приключение на море». Такие праздники – источники радости, веселья, красоты. На них создаются условия для творческого проявления знаний и умений воспитанников.  В течение учебного года со старшими дошкольниками  проводятся 2–3 праздника на воздухе и два на воде (в бассейне), длительностью не более 60 минут. Темы праздников самые разнообразные «Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна», в бассейне физкультурно-развивающие досуги: «На волшебном острове», «Приключение на море», «Морские развлечения», «Праздник Нептуна» и т.д.

 

Из многолетнего опыта работы инструктора с детьми видно, как меняется психика ребёнка во время пребывания  в воде. Гиперактивные дети становятся спокойными, уравновешенными, более внимательными; молчаливые, стеснительные дети – раскрепощёнными, активными, весёлыми. Дети подготовительных групп к концу учебного года умеют плавать около 60% , из постоянно посещающих бассейн.

 

Спортивная форма (консультация для родителей)

Для чего ребенку дошкольного возраста нужно заниматься плаванием?

Физическое воспитание детей в семье

Физическое воспитание детей в семье (консультация для родителей)

Советы инструктора по физической культуре

Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту  (консультация для родителей) 

Привлечение детей к спорту и организация спортивных занятий (консультация для родителей)

Начальное ознакомление детей со спортом (консультация для родителей)

Рекомендации по физической культуре для родителей

 

 

 

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38

mdou232@bk.ru

Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group