Версия для слабовидящих

Составитель: воспитатель Калинникова И.Б.

 

Консультация для родителей

«Как научить ребенка читать»

 

Современные родители хотят видеть своего ребенка умным, одаренным, умеющим хорошо читать и считать.

Вашему ребенку исполнилось 5 лет, и вы хотите его научить читать? Как помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? С чего начать? С игры.

Если ваш ребенок уже проявляет интерес к буквам, может 15 минут увлеченно заниматься развивающими играми, стоит аккуратно попробовать начинать обучение. Как показывает практика, если процесс обучения строить в игровой форме, то, как правило, не возникает проблем – ребенку интересно. Поэтому, приглашая на занятие, лучше говорить: «Пойдем, поиграем с буквами».

Следует помнить, что у пятилетнего дошкольника сформировано лишь наглядно-образное мышление, и прежде чем начать процесс обучения чтению, необходимо познакомить его с буквами. Однако важно отметить, что обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков.

Прежде всего, ребенок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка.

Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева-направо, сверху-вниз.

Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминанию начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различия между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.

Кинестетическое (мышечное) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.

Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку:

  • · услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
  • · соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
  • · правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
  • · написать букву и правильно прочитать.

Способность к языковому анализу и синтезу помогает:

  • · выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове; слог из слова; слова из предложения;
  • · соединять звуки в слог; составлять из слогов слово; из слов предложения.

Рассмотрим некоторые важные аспекты ознакомления ребенка с алфавитом.

1. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно. Не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных. Предложив пропеть, протянуть звуки [п], [н]. Их нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки: Б [б], П [п], М [м], а не Мэ, Пэ.

2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.

Задания:

- хлопни, когда услышишь звук [а] среди других звуков;

- когда услышишь в слоге заданный звук;

- найди и назови картинки, в названии которых услышишь заданный звук;

- хлопни, когда услышишь заданный звук в слове;

- какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?

И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребенку, что звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим [А-А-А].

Вопросы и задания:

- какой звук я произнесла?

- как ты определил, что это звук [а]?

- да, ты его услышал. А вот буква А, которая обозначает произнесенный мной звук. На что она похожа? Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.

- сколько и каких палочек нужно для буквы А?

- одинаковой длины или разной?

- найди и покажи эту букву среди других букв;

- зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните ребенку, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова).

Вопросы и задания:

- звук обозначь цветным квадратиком: гласный, например, красным;

- произнеси слово автобус;

- какой первый звук в этом слове? (звук [а].);

- какой это звук? (гласный.);

- обозначь его красным квадратиком. Куда ты положишь квадратик в нашем слове? (в начале слова.)

5. Далее переходите к обозначению согласных звуков.

Одинаково ли звучат эти согласные звуки: [п] -[п,], [т] -[т,];

- как произносятся первые звуки? (твердо.);

- а вторые звуки? (мягко.);

- произнеси твердые и мягкие звуки в словах пушинка, перышко;

- твердые согласные звуки обозначь синим цветом

- они произносятся твердо;

- мягкие звуки обозначь зеленым цветом

- они произносятся мягко;

- вспомни слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук - люк).

Теперь ваш ребенок знает, что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка. Предложите ему послушать звуки, закрыв уши ладошками: [п]-[б]; [т]-[д]; [с]-[з].

Вопросы:

- когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что-нибудь слышишь? (Ничего.) Значит это не только твердый согласный, он еще и глухой звук;

- когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь? Правильно, как будто звенит в ушах, как колокольчик. Мы знаем, что это звук согласный, твердый и теперь узнали, что он звонкий.

6. Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков и образованию слогов.

Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков. Объясните ему, что в нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга, поэтому при чтении они не рассыпаются.

Обучение чтению надо начинать с чтения слогов. Если это закрытый слог, необходимо объяснить, что первый звук произносится протяжно, а второй коротко –. АП. 

Если открытый слог, ребенок должен сложить губы так, как будто хочет произнести первый звук и сразу второй – ПА.

Обратите внимание ребенка на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [а], [о], [у], [ы], [э], все согласные, кроме [ч], [щ], - твердые; когда согласные «дружат» с гласными звуками [и], [е], [ё], [ю], [я], все согласные, кроме [ж], [ш], [ц], - мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на).

Запомните:

  • ·звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твердые;
  • · звуки [ч], [щ] – всегда мягкие.
  • · звук [й] – мягкий согласный.

Гласные [е], [ё], [ю], [я] произносите кратко, не растягивая.

Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.

Читая с ребенком первые слова, подчеркивайте и смысловую сторону прочитанного.

Обучая детей чтению, не забывайте об очень важном моменте – развитии мелкой моторики, что необходимо для успешного обучения ребенка письму.

Можно ребенку предложить игру-лото «Животные» или «Растения».

На каждой карточке нарисованы животное (растение) и первая буква его названия, например С – слон (Б – береза). На другой стороне карточки написаны загадки или стихи об этом животном (растении).

Одновременно показываем букву из лото (или из азбуки), нарисованную рядом картинку и читаем загадку (стихотворение).

Например: буква В – картинка «Верблюд» - загадка.

По пустыне ходит он.

И вынослив, и силен.

Он колючки жует.

Караван в песках идет.

Ребенок отгадывает загадку и называет первую букву слова-отгадки.

Также можно предложить дошкольнику и другие игры.

«Я рисую, ты раскрашиваешь».

Взрослый рисует букву и картинку к ней. Пока ребенок раскрашивает эту картинку, взрослый читает соответствующую загадку или стихотворение (можно использовать стихи С. Маршака или Г. Сапгира).

«Буква А».

Аист

Крылья расправляет,

Аист

Книгу раскрывает.

В книге – буквы

И слова.

Аист видит

Букву А.

И, одев очки на нос,

Он читает:

«АБ-РИ-КОС».

«Лепим палочки для букв».

Ребенок лепит из пластилина палочки (колбаски), затем с помощью взрослого делает из них буквы. После того, как создана, например, буква М, ребенок обводит ее пальцем и называет: «М» (не ЭМ!).

«Найди букву».

В этой игре используется алфавит с картинками или плакат с буквами и рисунками, который родители вывешивают на стену. Взрослый называет букву, ребенок ее находит.

«Назови букву».

Взрослый закрывает букву, но оставляет картинку. Ребенок угадывает спрятанную букву и называет ее.

«Магнитная азбука».

Вначале взрослый поручает ребенку найти букву. Затем они меняются ролями, и буквы по заданию ребенка ищет взрослый.

Таким образом, с помощью игр, стихов, рисунков, загадок ребенок способен постепенно выучить все буквы алфавита.

После того как ребенок научится распознавать буквы, необходимо перейти к послоговому обучению чтению. Для этого лучше всего подойдет букварь, в котором приведены системные занятия.

«Буквы идут в гости».

Игру лучше начинать с букв, с которыми ребенка знакомили на первом этапе обучения (их можно напечатать в квадратиках).

Берем две гласные буквы: А, У. рисуем на листе бумаги справа и слева квадратики – это домики, где живут буквы. Между домиками рисуем дорожку.

Говорим ребенку: «Буква А сидит в своем домике с левой стороны, а буква У сидит в своем домике с правой стороны. Скучно букве А сидеть одной, и решила она пойти в гости к букве У».

у А, ведем ее по дорожке и произносим: «ААААА». Затем соединяем ее с буквой У, и вместе с ребенком называем слог: «АУ».

Затем буква У идет в гости к букве А (слог «УА»).

Аналогично проводим игру и с другими гласными буквами – О, И.

Только после этого вводим в игру согласную букву, например М, и продолжаем играть. Начинать нужно с образования открытых слогов (например, МА, МУ), затем закрытых (АМ, УМ).

Затем проводим игру с другими гласными и согласными.

С помощью игр необходимо довести до автоматизма умение ребенка слитно читать двухбуквенные сочетания. Только после этого можно переходить к чтению по слогам коротких слов, состоящих из двух слогов: РО-ЗА, КО-ЗА и др.

Затем можно читать односложные слова, прибавляя согласную к открытому слогу: ДОМ, КОТ, СОМ и др.

Следующий этап – чтение слогов с двумя согласными: например, СМА, СМО.

Когда ребенок научится слитно произносить слоги, можно начинать читать букварь и короткие тексты со словарем, разделенными на слоги.

Исходя из вышеизложенного, стоит отметить следующие аспекты эффективного процесса обучения чтения ребенка родителями:

1. Нужно подбирать интересные тексты, чтобы их чтение не утомляло ребёнка, побуждало желание прочитать текст до конца.

2. Ежедневно выделите хотя бы полчаса в день для чтения вслух, старайтесь приучить ребёнка к тому, что нужно читать каждый день.

3. Не забывайте, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, поэтом и при чтении создавайте игровые ситуации.

4. Самое простое и эффективное средство привития у ребёнка любви к чтению – ваш личный пример. Если ребёнок будет часто видеть вас с книгой, тогда и для него чтение не станет проблемой.

5. Проявляйте терпение и поддерживайте ребенка. Говорите ему, что он непременно научится читать хорошо, с правильной интонацией. Похвала необходима детям, поскольку они очень ранимы и не уверены в себе. Когда у них что-то не получается, они начинают бояться трудностей и поэтому пытаются избежать их всеми доступными способами.

6. Обучение чтению должно идти через развитие слухового и зрительного восприятия, развития внимания, памяти, мышления, через развитие речи.

7. Для каждого ребёнка метод обучения должен быть индивидуальный.

8. Темп обучения у каждого свой и он должен соответствовать темпераменту, возрасту и уровню интеллектуального развития в данный момент.

9. Обучение чтению должно проходить в игровой форме.

10. Результаты чтения сравниваются со стартовой точкой обучения, поощряются незначительные успехи. Настройте своего ребёнка на то, что читать он должен обязательно научиться. И что читать он учится не потому, что этого вы хотите, и не потому, что соседский Петя уже читает. Ваш ребёнок должен усвоить, что это нужно и интересно именно ему. Приобретённый навык нужно постоянно развивать. Главное – быть терпеливыми, хвалить даже самые маленькие успехи. Ваша поддержка и одобрение будут очень стимулировать интерес ребёнка к чтению, желание научиться быстро и грамотно.

11. Ребёнок научился читать. Однако напрасно вы думаете, что теперь он возьмёт книгу сядет в уголок и начнёт с интересом читать. Ваш ребёнок пока только учится, он ещё не может получать удовольствие от собственного чтения. Пусть читает вам вслух, но понемногу, а вы и другие члены семьи с интересом слушайте и обязательно хвалите маленького чтеца.

12. Чтобы ребёнок полюбил чтение, он должен твёрдо усвоить, что чтение – не наказание, а поощрение. Если вы хоть раз скажете «Ты плохо читаешь. Не пойдёшь гулять, не будешь смотреть телевизор и т. п., пока не начнёшь хорошо читать», вы убедите своего ребёнка, что чтением наказывают. Но если он видит, что все члены семьи часто и с удовольствием читают, то поймёт, что читать самому интересно.

 

Список использованной литературы

 

1. Мерзлякова Т.В. Как учить ребенка читать? // Логопед. - 2012. - №  9.

2. Устюжанина Л.В. Как научить ребенка читать // Ребенок в детском саду. – 2014. - № 3.

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38

mdou232@bk.ru

Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group