Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Консультация Соколовой Т.В. для воспитателей

на тему: «Мини-музей в каждой группе детского сада»

В теории и практике дошкольного экологического образования всё большую популярность приобретает технология музейной педагогики (Николаева С.Н., Рыжова Н.А., Тарасевич П.И., Тумакова О.Е. и другие).

Музейной педагогикой называют область научного знания и построенную на её основе научно-практическую деятельность современного музея, ориентированного, на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды (Ланкова Н.М.) с.60.

В ДОУ стали всё чаще создаваться мини-музей различной тематики, включающие различное содержание естественно-научное, историческое, предметов народных промыслов и народного быта, различных экологических коллекций и т.д. Большую роль может сыграть мини-музей естественно-научного содержания для расширения элементарной системы экологических занятий у детей дошкольного возраста.

В нашей группе создан музей-дерева, где представлены игрушки из дерева, предметы быта, украшения, картины, шкатулки. Расположены экспонаты в непосредственной близости от детей. Ребёнок в любой момент может подойти и потрогать руками понравившийся экспонат.

Большую роль в организации мини-музея играет коллекционирование. С помощью коллекционирования можно решить целый рад педагогических задач:

  • расширить кругозор детей;
  • способствовать проявлению у них избирательных интересов, индивидуальности;
  • обеспечивать развитие познавательных интересов и потребностей;
  • обогащать эмоционально-эстетическое восприятие и развивать сенсорные способности;
  • обеспечивать содержательность общения со сверстниками, педагогами, родителями и детьми разного возраста на основе объединяющего их познавательного интереса;
  • прививать навыки культуры оформления коллекции и сбора материала;
  • стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, поиск источников пополнения коллекций;
  • развивать речь, творческое воображение;
  • способствовать применению знаний, полученных в коллекционировании, в других видах продуктивной деятельности;
  • обеспечить психотерапевтическое воздействие (коллекции доставляют радость, отвлекают от грустных мыслей, успокаивают).

Примерная тематика мини-музеев экологической направленности: «Камни и минералы», «Лес – наше богатство», «Деревянный мир», «В поисках жемчужины», «Загадочный песок на службе человека», «Симбирцит», «Лента времени», и другие. Детский музей существенно отличается от музея для взрослых людей:

  • экспонаты можно брать в руки, обследовать, в том числе и при помощи приборов (лупы, зеркала, микроскопа и др.);
  • с экспонатами можно играть;
  • экспонаты располагаются на уровне глаз детей;
  • дети участвуют в создании музея (приносят свои находки, коллекции, являются экскурсоводами, хранителями музея, участвуют в создании и размещении экспонатов по разделам музея и т.п.)

Конечно, не любые материалы можно предоставлять детям в свободное пользование. Здесь очень важно, как и во всём чувство меры и целесообразности.

Можно выделить несколько вариантов музейной педагогики: посещение выставок и музеев; организация мини-музея; приглашения на музейные занятия и праздники музейных работников с выездными экспозициями или материалами из музейных фондов; использование материалов из частных коллекций сотрудников детского сада, родителей, коллекционеров-любителей; организация выставок различной тематики в детском саду.

Ещё Е.И. Тихеева в своё время справедливо отмечала: дошкольник в музее теряется и утомляется из-за обилия материалов и необычных впечатлений, часто отвлекается, что снижает ожидаемый педагогический эффект. Гораздо полезнее, когда «музей приходит к детям», когда экспонат как бы извлечён из общей экспозиции и используется в педагогическом контексте с определённым содержанием.

В нашем дошкольном учреждении МБДОУ №232 по договору с музеями города, регулярно практикуются музейные занятия с приглашением сотрудников музеев с выездными экспозициями из музея А.А. Пластова, Краеведческого музея, Музея народной культуры. В ДОУ постоянно действует выставка репродукций произведений живописи Ульяновских художников со сменной тематики и авторов А.А. Пластова, А.А. Панова и др.

Как мы используем коллекции?

  • На познавательных занятиях экологического и эстетического циклов как наглядный раздаточный материал для любования, обследования и экспериментирования.
  • В игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины, дидактические, сюжетно-ролевые игры типа «Экспедиция», «Геологи», «Музей», «Писатели», театрализованные игры – реквизиты, предметная среда).
  • При организации выставок в детском саду, в общественных местах («домашняя коллекция»).
  • В совместной деятельности со сверстниками, другими детьми и взрослыми (рассматривание, анализ, сравнение, классификация, исследование и др.).
  • В трудовой деятельности по оформлению предметно-развивающего образовательного пространства.
  • В развитии математических представлений (счетный материал, вариации форма и величины, сериационные ряды, временные представления и т.п.).
  • В развитии речи (словарь, связаная речь-описание, рассуждение, повествование; коллекция как основа для сочинительства т.п.).
  • В организации индивидуальной деятельности по интересам (досуговая. клубная, кружковая).

Детский музей – это и место подготовки ребёнка к посещению настоящего большого музея, которое должно стать событием в его жизни.

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group