Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Рекомендации воспитателя Сорокиной Т.П.

Методические рекомендации для родителей

«Учите детей отгадывать загадки»

Потребности современного общества ставят вопрос развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи.

Практика педагогического процесса показала, что использование загадок как средства воспитания и обучения активно способствует развитию мышления, речи и речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Использовать загадки рекомендуется с 3-х лет. Что такое загадка? Загадка - это логическая задача, предложенная в художественной форме. Благодаря этому она особенно привлекательна, вызывает интерес. По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнение.

-Всегда во рту, а не проглотишь. /Язык/

-Летит, а не птица, воет, а не зверь. /Ветер/

Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи - доказательства, речи - рассуждения, речи - описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Способ доказательства - это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определённому выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребёнка.

Приведём пример отгадывания загадок:

-Шевелились у листка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел- он вспорхнул и улетел. Что надо искать? Цветок. Но не обычный, в такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка».

-Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору. Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку (а не шубу - приём исключения). Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое (приём сопоставления). В загадке сказано, что существа бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное, т.е. зверь (приём исключения). У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору». Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору (метод исключения). Может быть, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки (синтез) : небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идёт на шапки, грызёт кору, Да, это заяц (вывод).

Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи.

Загадка-это ступень к метафорическому мышлению. Она предлагает отгадывание на основе имеющейся информации, остальное ребенок должен додумывать сам. Загадки делают мир ярче. В то же время они абсолютно доступны, достаточно хорошей памяти, ну, может быть, пары книжек.

Начинать можно с наиболее распространенных загадок-стихов. Они нравятся детям, процент отгадывания здесь намного выше.

«Два брюшка, четыре ушка. Что это»? «Конечно, подушка»- подскажет ребенок.

Загадки-обманки с виду похожи на загадки в стихах, но они сложнее, требуют внимания и сосредоточенности, т.к. рифма сбивает с толку: «Кукарекает спросонок милый, добрый…- поросенок? А правильно, :Петух»

Детям старшего возраста подойдут сложные загадки-метафоры: «Зимой-звезда, весной-вода»(снежинка).

Загадки хороши к определенному случаю. На огороде-огородные: «Сто одежек и все без застежек», дома- хозяйственные: «Пыль увижу-заверчу, заверчу и проглочу» и т.д.

Кстати, о подсказывании. Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки- неинтересно, да и вредно, так, как мы лишаем ребенка чуда познания, теряется интерес к загадкам вообще. Загадывая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью вопросов, тоже оказываем ему медвежью услугу. Истина где-то посередине.

Загадки помогают увидеть предмет или явление по-новому. У детей развивается лингвистическое мышление.

«Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом» (Стереотипный ответ-ночью, правильный- когда дверь открыта.)

Такие загадки не только экзамен на знания, но и толчок к развитию нестандартного мышления.

Следующий шаг- создание собственных загадок.

 

Д. Родари, опытный «загадывальщик» выделил 4 этапа создания загадки: отстранение- ассоциация- метафора- форма.

Например: спросили у малыша, на что похож снег(1 этап).На вату, на хрустящие хлопья(2этап). Что делает снег? Падает, ложится ровным слоем.

На земле на что похож? На одеяло, на горки(3 этап) Как изменяется? Когда тает-течет(4 этап) Вот и выйдет что-то подобное:»Мягкое, белое одеяло лежало, лежало, да в речку убежало»

Психолог РаильКашапов считает, что придумывая загадки, важно соблюдать ряд условий:

1.«Зашифровать» в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, «маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр»-исчерпывающая информация о мышке.

2. Количество этих признаков должно зависеть от возраста малыша: чем старше, тем подсказок меньше.

3. Сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку.

Оперируйте такими свойствами, как цвет, форма, размер. Отличный прием- аналогия или сравнение. Замок сторожит дом, этим он похож на собаку, а значит: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает»

Отгадывая загадки, ребенок как-бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства окружающих предметов? Загадывая сам, он учится «оперировать» этими знаниями, использует их в деле.

 

Желаем Вам успехов в отгадывании загадок вместе с детьми.

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group