Рекомендации воспитателя Сорокиной Т.П. Методические рекомендации для родителей «Учите детей отгадывать загадки» Потребности современного общества ставят вопрос развития речевой активности весьма значимой, поскольку в любой сфере деятельности и в любом возрасте требуется умение активно отстаивать словом свою позицию, убеждать, проявлять себя как «языковая личность». Низкий уровень речевой активности ограничивает возможность самореализации человека. Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи. Практика педагогического процесса показала, что использование загадок как средства воспитания и обучения активно способствует развитию мышления, речи и речевой активности, что важно для подготовки детей к школьному обучению. Использовать загадки рекомендуется с 3-х лет. Что такое загадка? Загадка - это логическая задача, предложенная в художественной форме. Благодаря этому она особенно привлекательна, вызывает интерес. По содержанию загадка представляет собой замысловатое описание в виде перечисления признаков предмета или явления и их сравнение. -Всегда во рту, а не проглотишь. /Язык/ -Летит, а не птица, воет, а не зверь. /Ветер/ Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную мыслительную операцию. Такой анализ развивает способность логически и образно мыслить, развивает и закрепляет навыки речи - доказательства, речи - рассуждения, речи - описания, умения определять предметы по действию и признакам. Учит понимать смысл образных выражений. Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, надо при отгадывании ставить перед ребёнком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Способ доказательства - это не отдельное суждение, а логическая цепь связанных между собой суждений, приводящая к определённому выводу. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательств. А значит и активность развития речи и мышления ребёнка. Приведём пример отгадывания загадок: -Шевелились у листка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел- он вспорхнул и улетел. Что надо искать? Цветок. Но не обычный, в такой который может вспорхнуть и улететь. Значит «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка они шевелятся. Значит, это крылышки. И дети находят ответ: «Это бабочка». -Угадайте, что за шапка. Меха целая охапка. Шапка бегает в лесу, у кустов грызёт кору. Шапка бегает, значит, это не обычная шапка, а живое существо. Это существо имеет густой хороший мех, из которого можно сшить шапку (а не шубу - приём исключения). Шапка предмет небольшой, значит, и существо небольшое (приём сопоставления). В загадке сказано, что существа бегает в лесу. Значит, это не домашнее, а дикое животное, т.е. зверь (приём исключения). У нас остался только один признак: «у кустов грызёт кору». Есть много лесных зверей, мех у которых использует человек, но ни медведь, ни волк, ни лисица, ни белка не грызут кору (метод исключения). Может быть, это заяц? Предположение, гипотеза. Соотнесём все найденные признаки (синтез) : небольшое дикое животное, живёт в лесу, бегает по нему, мех его идёт на шапки, грызёт кору, Да, это заяц (вывод). Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи. Загадка-это ступень к метафорическому мышлению. Она предлагает отгадывание на основе имеющейся информации, остальное ребенок должен додумывать сам. Загадки делают мир ярче. В то же время они абсолютно доступны, достаточно хорошей памяти, ну, может быть, пары книжек. Начинать можно с наиболее распространенных загадок-стихов. Они нравятся детям, процент отгадывания здесь намного выше. «Два брюшка, четыре ушка. Что это»? «Конечно, подушка»- подскажет ребенок. Загадки-обманки с виду похожи на загадки в стихах, но они сложнее, требуют внимания и сосредоточенности, т.к. рифма сбивает с толку: «Кукарекает спросонок милый, добрый…- поросенок? А правильно, :Петух» Детям старшего возраста подойдут сложные загадки-метафоры: «Зимой-звезда, весной-вода»(снежинка). Загадки хороши к определенному случаю. На огороде-огородные: «Сто одежек и все без застежек», дома- хозяйственные: «Пыль увижу-заверчу, заверчу и проглочу» и т.д. Кстати, о подсказывании. Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки- неинтересно, да и вредно, так, как мы лишаем ребенка чуда познания, теряется интерес к загадкам вообще. Загадывая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью вопросов, тоже оказываем ему медвежью услугу. Истина где-то посередине. Загадки помогают увидеть предмет или явление по-новому. У детей развивается лингвистическое мышление. «Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом» (Стереотипный ответ-ночью, правильный- когда дверь открыта.) Такие загадки не только экзамен на знания, но и толчок к развитию нестандартного мышления. Следующий шаг- создание собственных загадок.
Д. Родари, опытный «загадывальщик» выделил 4 этапа создания загадки: отстранение- ассоциация- метафора- форма. Например: спросили у малыша, на что похож снег(1 этап).На вату, на хрустящие хлопья(2этап). Что делает снег? Падает, ложится ровным слоем. На земле на что похож? На одеяло, на горки(3 этап) Как изменяется? Когда тает-течет(4 этап) Вот и выйдет что-то подобное:»Мягкое, белое одеяло лежало, лежало, да в речку убежало» Психолог РаильКашапов считает, что придумывая загадки, важно соблюдать ряд условий: 1.«Зашифровать» в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, «маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр»-исчерпывающая информация о мышке. 2. Количество этих признаков должно зависеть от возраста малыша: чем старше, тем подсказок меньше. 3. Сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку. Оперируйте такими свойствами, как цвет, форма, размер. Отличный прием- аналогия или сравнение. Замок сторожит дом, этим он похож на собаку, а значит: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» Отгадывая загадки, ребенок как-бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства окружающих предметов? Загадывая сам, он учится «оперировать» этими знаниями, использует их в деле.
Желаем Вам успехов в отгадывании загадок вместе с детьми.
|
официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 232 "Жемчужинка" г. Ульяновска — https://dou232.gosuslugi.ru.Информация , размещенная на данном сайте является неактуальной.ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯРЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ НАВИГАТОР
Горячая линия для многодетных Проживающие в городе многодетные родители могут обращаться по телефону 41-23-93. Всех обратившихся проконсультируют специалисты Управления по делам семьи администрации Ульяновска. Звонки принимаются с 8.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00). В остальное время звонки на горячую линию будут записаны на автоответчик, поэтому оставляйте свои координаты, чтобы затем с вами могли связаться и ответить на интересующий вас вопрос.
Сайт bus.gov.ru реализует возможность познакомиться с результатами НОКУ (независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность), а также оставить отзыв гражданами о качестве услуг, предоставляемых образовательными организациями, с приглашением заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций.Адрес в сети «Интернет»: http// bus.gov.ru
ООД УУП и ПДН УМВД России по Ульяновской области - 8(8422)27-19-23 Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области 8(8422)58-52-20 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области 8(8422)58-92-86 Общероссийский детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122, по которому можно получить консультативно- психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации Телефонная линия Следствеенного управления следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области "Ребёнок в опасности" 8(8422)41-16-15, 123 Ульяновская областная клиническая наркологическая больница телефон доверия 8(8422)717-717, по рабочим дням с 8.00 до 16.00 Телефон "горячей линии" по фактам распространения снюса -112 На базе нашего детского сада продолжает свою работу КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ для родителей имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заместителя заведующего по УВР, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда. В целях своевременного принятия мер по устранению коррупционных проявлений и предотвращению причин им способствующих, в фойе детского сада, в административном блоке, размещен "Ящик доверия" с целью рассмотрения обращений граждан.
Методические пособия, разработанные, опробированные и изданные МБДОУ ЦРР детским садом № 232
Уважаемые родители! В целях поддержания чистоты и охраны здоровья ваших детей - убедительная просьба при входе в детский сад надевать бахилы! |