Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Консультация для родителей педагога-психолога Полуянчик В.В.

 "Развитие мелкомоторных навыков ребенка с ОВЗ"

Наукой доказано, что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и речи у детей. На основе исследований головного мозга и детской психики ученые пришли к выводу о существовании связи между уровнем развития мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей.
Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие.
Именно поэтому детям с ОВЗ особенно необходимы упражнения на развитие мелкой моторики. Их желательно проводить не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях.
Развитие мелкомоторных навыков происходит в следующих видах деятельности:


Специально организованные упражнения и игры с пальчиками.

Примером таких игр могут служить хорошо всем известные «Сорока-ворона», «Пальчики - грибочки», «Перчатка», «Этот пальчик-дедушка...».
Сюда же можно отнести игры-массажи со специально подобранными предметами (шишки, орешки, колючие ежики, щеточки, кисточки, прищепки и т.д.) Вот несколько примеров:


«Кошка»
(игра с большой кисточкой)
По ладошке, по дорожке,
Ходит беленькая кошка,
(Водим кисточкой по ладошке малыша)
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет,
Коготки поточит!
(Слегка царапаем ладошку и подушечки пальчиков своими ногтями)


«Ежик»
(муз. Е. Железновой, игра с массажным ежиком)
Катится колючий ёжик, 
Нет ни головы ни ножек,
Мне по *пальчикам
(по ножккам вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда, 
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж, 
В тёмный лес, где ты живёшь!


Постепенно можно переходить от пассивного массажа к самостоятельным пальчиковым играм, речедвигательным упражениям. Взрослый показывает упражнение, а ребенок повторяет за ним действия.
Например:

«Замок»

На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
(Руки в замке)
Потянули,
(Пальцы тянем, не разжимая)
Покрутили,
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
Постучали
(Стучим основанием ладоней)
И — открыли!
(Руки разжимаются)

«Сороконожки»

Две сороконожки
Бежали по дорожке.
(Средний и указательный пальчики перемещаются)
Встретились,
(Ладошки друг напротив друга)
Обнялись,
(Ладошки переплелись)
Насилу расстались -
(Ладошки разжались)
И - попрощались!
(Ладошки машут, прощаясь)

Продуктивная деятельность.


Для самых маленьких лучше всего подходит пальчиковое рисование, пластилиновая живопись, аппликации из рваной и мятой бумаги, ваты, круп.

 

С детьми среднего и старшего дошкольного возраста можно заниматься лепкой, рисованием, вырезать ножницами, клеить аппликации и т. д.

 

Игры с мелкими предметами:

пазлы;

конструктор;


нанизывать бусы;


перебирать крупы, макароны;


отвинчивать/ завинчивать крышки от бутылок, баночек;


игры с прищепками;


игры-шнуровки;


книжки с наклейками и т. д.

 

 Навыки самообслуживания в быту.

Нельзя ограничиваться только всевозможными играми и игрушками при развитии мелкой моторики у детей. Ведь мелкомоторные навыки развиваются естественнее всего в процессе обслуживания ребенком самого себя, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков. Чем более самостоятельным станет ребенок во время одевания/раздевания, умывания, приема пищи, тем успешнее будет формироваться его ручная умелость. Задача родителей — не лишать ребенка самостоятельности (чуть дольше подождать, пока малыш сам застегнет/расстегнет замок или кнопки, не требовать идеальной чистоты, пока ребенок учится самостоятельно есть ложкой и т.д.)
«Домашние дела» также способствуют полноценному развитию мелкомоторных навыков и двуручных действий. Не забывайте подключать малыша к уборке, приготовлению обеда, стирке, давая ему посильные задания.

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group