Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество, желаем ему благоденствия ещё более, нежели славы… (Н.М. Карамзин)
В 2016 году исполняется 250 лет со дня рождения и 190 лет со дня кончины нашего выдающегося земляка, замечательного писателя, историографа и мыслителя, автора 12-ти томной «Истории Государства Российского», почётного члена Петербургской Академии наук Николая Михайловича Карамзина (12,12,1766-3,06,1826), с именем которого связаны многие памятные места и достопримечательности нашего края. Это село Знаменское (Карамзино тож) – родовое имение Карамзиных; здание Дворянского собрания (Дворец книги), где была открыта первая в городе публичная Карамзинская библиотека, и есть музей библиотеки. Фонды библиотеки пополнялись и из личных библиотек симбирских дворян; Карамзинский сквер и памятник Н.М. Карамзину, памятник букве «ё»; старый Венец, где находился городской дом-особняк Карамзиных, вид этого дома со стороны Волги изображён в рисунках А.С. Пушкина в 1833 году; сёла Сара, Араповка, Засарье (Сурский район) унаследованные дедом Н.М. Карамзина по линии матери – Пазухиным Петром Семёновичем, отцом Екатерины Петровны Пазухиной – Карамзиной – матери историографа; г. Инза, в черту которого вошло бывшее село Пазухино, принадлежавшее Симбирскому дворянскому роду Пазухиных; Карсун и Тагай, где в 1677 году прадед Н.М. Карамзина- Пазухин Семён Иванович был стрелецким головой. По отцовской линии семья Карамзиных состояла в родстве с Аксаковыми. Исторические места, связанные с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина -Знаменское ( Карамзино тож) –г. Симбирск, г. Москва-Подмосковье (Остафьево - Астафьево )- усадьба князя П.А. Вяземского, недалеко от г. Подольска, С. Петербург, Царское село, Петергоф. Маршрут путешествия в1789-1790году Н.М. Карамзина по Европе - Пруссия, Саксония, Швейцария, Франция и Англия. Похоронен Н.М. Карамзин на Тихвинском кладбище Александро – Невской лавры в С. Петербурге. ( Ульяновская- Симбирская энциклопедия (Т1,-2000- с.257-261. Т 2, с.-2004 -с. 80-81). В« Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России(2013) отмечается, что одной из важных ступеней развития гражданственности является « осознанное» принятие личностью традиций, ценностей и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Краеведение – одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины-России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства, имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного - к неизвестному, от простого - к сложному. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей. Природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости, интерес к истории и культуре малой родины. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональным ценностям. Предполагается, что благодаря обращению к культурно-природной среде, дети поймут меру своей ответственности за её сохранение и приумножение. Академик Д.С. Лихачёв отмечал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- он, как правило, равнодушен к своей стране». В рамках реализации педагогического проекта «Развитие речи детей 5-6 лет в эколого-краеведческой деятельности» в условиях МБДОУ ЦРР детского сада №232 с приоритетным гуманитарно-экологическим направлением работы и в связи с юбилеем Н.М. Карамзина нами предпринята попытка приобщения детей к творческому историческому литературному наследию Н.М.Карамзина и воспитания на этой основе у детей интереса и ценностного отношения к родному краю. Формирование у детей дошкольного возраста представлений об истории и культуре родного края связано с определёнными трудностями в отборе образовательного содержания, так как восприятие исторического времени детьми 5-7 лет имеет свою специфику, требует обязательного наглядно-действенного интерактивного педагогического сопровождения, опоры на хорошо знакомые и выразительные образы, интеграцию технологических средств социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей. Отбор доступного и интересного для детей содержания образовательной деятельности обусловил включение в педпроцесс темы: «Н.М. Карамзин и Симбирск-Ульяновск» следующих микротем: -«Три портрета» (образ Н.М. Карамзина в портретной живописи-А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина и ульяновского художника С.П. Горинова(1997г.); -«Сиреневый остров»- Карамзинский сквер - как особо охраняемая природная территория - зелёная страничка истории «Симбирска-Ульяновска»; -Седьмая буква русского алфавита - буква «ё»; -«Детское чтение» в Карамзинской библиотеке; -«Семья Н.М. Карамзина и А.С. Пушкин (с использованием картины ульяновского художника Л. Нецветаева « Пушкин у Карамзина», портретов Е.А. Колывановой – Карамзиной и Нецветаева « Пушкин у Карамзина», портретов Е.А. Колывановой – Карамзиной и Н.М. Карамзина. Сложность этой темы в развитии речи старших дошкольников обусловлена рядом факторов: необычным для современных детей, да и некоторых взрослых словарём (Муза, Клио, Фортуна, историограф, бюст, пьедестал, император и другие) спецификой речи определяемого исторического времени, и самой образовательной ситуацией обращения к давней истории нашего края шестилетних детей (как известно, развитие исторических представлений у детей этого возраста имеет определённые трудности). В занятии « Три портрета» - в процессе рассматривания портретов Н.М. Карамзина, выделения деталей, художественных средств выразительности обращаем внимание на главное – что можно сказать об этом человеке? Составляем описание портрета. Какой он, по-вашему? Проблемный вопрос - почему у нас нет фотографий Карамзина, а только живописные работы – требовал уже рассуждения, догадки. Почему в Карамзинском сквере ещё более 150 лет тому назад было высажено много кустов именно сирени? Почему памятник Н.М. Карамзину, а на пьедестале фигура женщины? Ответы на эти вопросы требуют уже рассуждения на основе усвоенных представлений, логика которого задаётся с помощью педагога. Особый интерес у детей вызвал необычный памятник знак букве «ё» (автор А. Зинин) у Дворца книги, где находится музей Карамзинской библиотеки. Почти 120 лет назад эта буква, седьмая в русском алфавите, была введена в употребление Н. М, Карамзиным в альманахе «Аониды» в слове «слёзы». Дети знают алфавит, некоторые уже умеют читать и очень удивились, что слово «слёзы» раньше писали так –«слiозы», вспоминали слова, которые начинаются на эту букву: ( ёлка, ёлочка, ёлочный, ёж, ёжик, ёрш, ёршик), познакомились с многозначностью некоторых из них (« ёршик» -маленькая рыбка и щёточка для мытья посуды с узким горлышком, например, бутылочки для детского питания, «ёжик»-дикое колючее животное и персонаж народных сказок, а стрижка «под ёжик»- вид мужской причёски). В микротеме «Семья Н. Карамзина и А.С. Пушкин использовались репродукции произведений живописи – портреты Е.А. Колывановой – Карамзиной – жены Н.М. Карамзина (автор неизвестный художник) Н.М. Карамзина (авторы В.А. Тропинин, С.П. Горинов, ульяновского художника Л. Нецветаева «Пушкин у Карамзина», фотографии с горельефа на памятнике Н. Карамзину, рассказ воспитателя о Карамзине и Пушкине, участии семьи Карамзина в жизни и судьбе поэта. Екатерина Андреевна Карамзина, которая была верным и душевным другом Пушкина на протяжении всего его жизненного пути, так писала в одном из писем сыну о трагичной кончине А.С. Пушкина, при которой она присутствовала: «…Закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! …Я имела горькую сладость проститься с ним…он сам этого пожелал…». Содержание предлагаемой темы закреплялось с детьми в разных видах самостоятельной и совместной экологически ориентированной деятельности, и разных личностно - развивающих ситуациях: так в беседе о Волге мы использовали бессмертные строчки из поэтического наследия Н.М. Карамзина: «… Река священнейшая в мире кристальных вод царица мать… теки Россию украшая, шуми, священная река…», при любовании цветением разных сортов сирени на участке детского сада вспоминали, что сирень очень любил Н. Карамзин и цитируем А. Фета: «… в каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела», а знакомство детей с разнообразием сортов сирени А. Колесникова, высаженных в нашем городе, завершается художественно - творческой работой « Ветка цветущей сирени» в разной технике, в том числе и на основе использования морской соли. Детские работы экспонируются на выставке посвящённой Н.М. Карамзину в детском саду. Н.М. Карамзин очень любил Симбирск, и родную природу, что нашло своё отражение в его творчестве, письмах к брату, друзьям и знакомым: «Симбирские виды уступают в красоте немногим в Европе»…, «Любезный Симбирск, Волга, Свияга! Мне уже, вероятно, не ведать вас…», любовь к родному краю заставляла его не раз слетать «воображением» на берег Волги, Симбирский Венец. При ознакомлении с птицами на занятиях Н.И. Апполоновой мы учим детей распознавать голоса птиц, прослушиваем записи голосов птиц в природе, отмечаем выразительную и мелодичную песню соловья. Подкрепляя строками из стихотворений Н.М. Карамзина « Соловей» и «К соловью», современников и близких Карамзину людей – Н.М. Языкова «Вечер», А.С. Пушкина «Птичка», а при наблюдении первоцветов строчки «… уже фиалка распустилась, смиренно под кустом цветёт…» из «Весенней песни меланхолика» Карамзина. Считаем очень важным обратить внимание на слова и словосочетания, которые в современной бытовой речи почти не употребляются, помочь детям понять их смысл и красоту («смиренно», «кристальных вод», «чужбина», «священная река», «пленяет чувство», «суть музы» и др.). Наш опыт приобщения детей старшего возраста к теме «Н.М. Карамзин и Симбирск-Ульяновск» свидетельствует о том, что эта историческая тема вполне доступна для детей, обладает замечательными возможностями социально-коммуникативного, познавательного-речевого и художественно-эстетического развития, способствует формированию ценностного отношения к родному краю, а для эмоционального «прочувствования и проживания» детьми ценного содержания необходимо многократное повторение её фрагментов в разных привлекательных и личностно значимых для детей образовательных ситуациях. Литература
|
официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 232 "Жемчужинка" г. Ульяновска — https://dou232.gosuslugi.ru.Информация , размещенная на данном сайте является неактуальной.ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯРЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ НАВИГАТОР
Горячая линия для многодетных Проживающие в городе многодетные родители могут обращаться по телефону 41-23-93. Всех обратившихся проконсультируют специалисты Управления по делам семьи администрации Ульяновска. Звонки принимаются с 8.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00). В остальное время звонки на горячую линию будут записаны на автоответчик, поэтому оставляйте свои координаты, чтобы затем с вами могли связаться и ответить на интересующий вас вопрос.
Сайт bus.gov.ru реализует возможность познакомиться с результатами НОКУ (независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность), а также оставить отзыв гражданами о качестве услуг, предоставляемых образовательными организациями, с приглашением заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций.Адрес в сети «Интернет»: http// bus.gov.ru
ООД УУП и ПДН УМВД России по Ульяновской области - 8(8422)27-19-23 Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области 8(8422)58-52-20 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области 8(8422)58-92-86 Общероссийский детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122, по которому можно получить консультативно- психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации Телефонная линия Следствеенного управления следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области "Ребёнок в опасности" 8(8422)41-16-15, 123 Ульяновская областная клиническая наркологическая больница телефон доверия 8(8422)717-717, по рабочим дням с 8.00 до 16.00 Телефон "горячей линии" по фактам распространения снюса -112 На базе нашего детского сада продолжает свою работу КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ для родителей имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заместителя заведующего по УВР, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда. В целях своевременного принятия мер по устранению коррупционных проявлений и предотвращению причин им способствующих, в фойе детского сада, в административном блоке, размещен "Ящик доверия" с целью рассмотрения обращений граждан.
Методические пособия, разработанные, опробированные и изданные МБДОУ ЦРР детским садом № 232
Уважаемые родители! В целях поддержания чистоты и охраны здоровья ваших детей - убедительная просьба при входе в детский сад надевать бахилы! |