Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок овладевает двумя основными видами монологической речи: пересказом и рассказом. Между ними есть не только общее; свойственное монологической речи в целом, но и существенные отличия. Пересказ — связное воспроизведение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок передает «чужое» содержание и пользуется готовой речевой формой. Выразительность речи при пересказе характеризуется подражанием, носит опосредованный характер. Рассказ — это самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события. Рассказ отличается самостоятельным выбором содержания и речевой формы. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит естественный, непосредственный характер. Существуют разные классификации рассказов, которые используются в детском саду для развития монологической речи детей. В соответствии с основными типами текстов, свойственными дошкольникам (описание и повествование), рассказы детей по форме могут быть описательными и сюжетными. Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный и объяснительный. Дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, а также объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказывания в сопровождении показа названных действий. Например, ребенок может объяснять товарищу, как используют тот или иной предмет, игрушку, каковы правила игры. Все детские рассказы (и описания, и повествования) могут основываться как на наглядной, так и на словесной основе. В первом случае дети при рассказывании опираются на нагляд-ность — игрушку, предмет, картину и т.п. В другом — только на память или представления. Например, ребенок рассказывает, какую игрушку сделал для подарка другу. По содержанию детские рассказы делятся на фактические и творческие. При составлении фактического рассказа ребенок опирается прежде всего на свои представления (это рассказы, которые составляются по наблюдениям), или на память, представления. При придумывании пользуется главным образом фантазией, творческим воображением. В придуманных описаниях и повествованиях дети используют свой предыдущий опыт, но отдельные события и явления объединяются новой ситуацией. Это может быть повествование с реалистическим содержанием (повествование о каком-нибудь случае с кем-то, о воображаемых событиях и поступки людей, изображенных на картине) и сказка, где действующим лицам придаются фантастические качества. Чаще встречаются описания фактического характера: описание картины, предмета, игрушки. Но описание может быть и творческим. Сюжетное повествование чаще всего носит творческий характер, Героем сюжетного рассказа может быть и ребенок, если он рассказывает о реальных событиях - это фактический рассказ, — либо придумывает, А.М.Бородич отмечает, что детям легче составить сюжетный рассказ, используя свои конкретные восприятия, чем описания. Это объясняется их стремлением к действиям, движению; сказывается и влияние художественной литературы. Фактическое ж описание требует произвольного внимания, умения анализировать, сравнивать, наличия точного словаря. Но после одного-двух занятий большинство дошкольников успешно описывают предметы по восприятию и представлению. Наиболее сложные повествования — творческие, придуманные детьми. Они предлагаются детям 5 — 6 лет. Сравнительная сложность детских рассказов учитывается при определении очередности занятий но развитию монологической речи. При обучений детей рассказыванию воспитателю необходимо обращать внимание на целенаправленность рассказа. Нужно учить их рассказывать, не отклоняясь от темы. Важное качество любого рассказа — его последовательность, соблюдение структуры как описания, так и повествования, и поэтому необходимо приучать детей рассказывать «по порядку». Их рассказы должны быть связными, т.е. дошкольников нужно познакомить и со способами межфразовой связи. Необходимо обращать внимание на интонационную выразительность рассказа, заботиться о культуре поведения ребенка во время рассказывания. В обучении детей рассказыванию используются различные приемы, основными из которых являются: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, коллективное составление рассказа, окончание детьми рассказа, начатого воспитателем и др. Методика обучения дошкольников связной речи должна основываться на принципе речевого действия. Проблема мотивации речевой деятельности детей при обучении их пересказу, описанию предметов, игрушек, рассказыванию по картине и т.д. стоит довольно остро. А.Г.Тамбовцева отмечает, что приобщение детей среднего дошкольного возраста к связному рассказыванию связано с определенными трудностями. Четырехлетние дети не очень внимательно слушают своих сверстников, которые в очередной раз неумело пересказывают рассказ педагога. Причин оказывается несколько. Связаны они с мотивацией деятельности («Зачем повторять одно и то же?»), неумением строить полные распространенные предложения (которые в диалогической речи, как правило, неполны), неумением организовать структуру рассказа (начало, развитие, концовка). Очевидно, необходима специальная работа над структурой текста и структурой предложения. Кроме того, следует мотивировать детскую деятельность. Мотивация деятельности детей может быть игровой и коммуникативной. Наилучший результат дает их сочетание. . Описание предметов и игрушек включается в сюжет. Игра-драматизация выступает как опосредованное звено при переходе от игровой деятельности к собственно речевой, от ситуативной речи к речи контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной продуктивной речи. Один из путей создания проблемной ситуации — загадывание и отгадывание загадок, толкование поговорок, рассказывание на тему скороговорки. Большое влияние на возникновение у детей эмоциональных образов оказывают воображаемые ситуации фольклорных произведений, участниками которых они являются. Например, для отработки навыков связной монологической речи (описания) можно использовать игровую ситуацию «Отгадай, кто я». Дети «перевоплощаются» в животных, взрослых или вещи и рассказывают о себе. Остальные отгадывают, кто это. Как видим, формирование у детей умений рассказывать — длительный и сложный процесс, требующий значительных усилий со стороны педагога. |
официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 232 "Жемчужинка" г. Ульяновска — https://dou232.gosuslugi.ru.Информация , размещенная на данном сайте является неактуальной.ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯРЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ НАВИГАТОР
Горячая линия для многодетных Проживающие в городе многодетные родители могут обращаться по телефону 41-23-93. Всех обратившихся проконсультируют специалисты Управления по делам семьи администрации Ульяновска. Звонки принимаются с 8.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00). В остальное время звонки на горячую линию будут записаны на автоответчик, поэтому оставляйте свои координаты, чтобы затем с вами могли связаться и ответить на интересующий вас вопрос.
Сайт bus.gov.ru реализует возможность познакомиться с результатами НОКУ (независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность), а также оставить отзыв гражданами о качестве услуг, предоставляемых образовательными организациями, с приглашением заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций.Адрес в сети «Интернет»: http// bus.gov.ru
ООД УУП и ПДН УМВД России по Ульяновской области - 8(8422)27-19-23 Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области 8(8422)58-52-20 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области 8(8422)58-92-86 Общероссийский детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122, по которому можно получить консультативно- психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации Телефонная линия Следствеенного управления следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области "Ребёнок в опасности" 8(8422)41-16-15, 123 Ульяновская областная клиническая наркологическая больница телефон доверия 8(8422)717-717, по рабочим дням с 8.00 до 16.00 Телефон "горячей линии" по фактам распространения снюса -112 На базе нашего детского сада продолжает свою работу КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ для родителей имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заместителя заведующего по УВР, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда. В целях своевременного принятия мер по устранению коррупционных проявлений и предотвращению причин им способствующих, в фойе детского сада, в административном блоке, размещен "Ящик доверия" с целью рассмотрения обращений граждан.
Методические пособия, разработанные, опробированные и изданные МБДОУ ЦРР детским садом № 232
Уважаемые родители! В целях поддержания чистоты и охраны здоровья ваших детей - убедительная просьба при входе в детский сад надевать бахилы! |