Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Формирование экологической культуры дошкольников в игровой деятельности

( из опыта работы Васильевой О.В.)

В программе «Детство», по которой работает наш детский сад, подчеркивается важность социально-личностного развития  и экологического воспитания для всестороннего развития личности. В условиях современного общества возникла острая необходимость в коммуникабельных людях, которые легко вступают в контакт и работают в коллективе. Эти социальные навыки, как показывает опыт работы, необходимо развивать уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным методом по воспитанию у детей социальных навыков является игра. В ходе игровой деятельности у детей развивается умение вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; договариваться о предмете деятельности, согласовывать и координировать свои действия и мнения с другими людьми. Формирование социальных навыков осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту детей виды деятельности.

На основе информационно-познавательного проекта «Таинственный жемчуг», который был опробирован, публично защищен и занял III место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Мой проект» в марте 2010, разработана сюжетно-дидактическая игра «В поисках жемчужины», рассчитанная на два года (средний и старший дошкольный возраст).

Цель – вызвать у детей интерес к истории развития жемчуга, особенностях его добывания. Формировать у детей социальные и игровые навыки.Задачи:

1. Совершенствовать игровой опыт и социально-коммуникативные навыки:

- формировать у детей умения вступать во взаимодействие со сверстниками,

- испытывать положительные эмоции от совместной деятельности с другими детьми

- обогащать сюжеты игр

- подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов

2. Способствовать развитию естественно-научных представлений детей, расширить представление о жемчуге, его свойствах и особенностях.

3. Развивать интеллектуальную инициативу.

4. Формировать основы экологической культуры и стремление к преобразованию окружающего мира.

5. Развивать навыки исследовательской деятельности детей.

6. Развивать речь – описание, сравнение, доказательность, способствовать развитию выразительности речи.

7. Развивать эстетические чувства, создать стимулирующие условия для художественно-творческой деятельности.

8. Способствовать физическому развитию детей с помощью упражнений, игр в спортивном зале, бассейне.

 


 

 

СТРУКТУРА РАЗВИТИЯ ИГРЫ

Ознакомление с окружающим

Обучающие игры (конструктивные)

Создание предметно-развивающей среды

Игры, активизирующие общение

  1. Беседа «Почему наш детский сад называется «Жемчужинка»?
  2. Знакомство с легендами о жемчуге
  3. Стихотворение о жемчуге «У себя моллюски прячут…»
  4. Сказка В.Катаева «Жемчужина»
  5. Рассматривание фотоматериалов «Таинственный жемчуг»
  6. Просмотр видеофильма «Жемчужина»
  7. Просмотр мультимедийной презентации (слайд-шоу) «Таинственный жемчуг»
  8. Знакомство с реками Ульяновской области

Познавательно-исследовательская деятельность:

  1. Рассматривание под лупой натурального и искусственного жемчуга (отличия)
  2. Исследование на стекле (натуральная жемчужина тяжелее, звонко падает на стекло, искусственная – легкая, отскакивает от него)
  3. Исследование с водой (в воде не растворяется, натуральный тонет, искусственный плавает на поверхности)
  4. «Лечение» жемчуга (старые жемчужины складываем в мешочек, посыпаем солью – через сутки жемчуг блестит)
  5. Комплекс дыхательных упражнений в бассейне с задержкой дыхания и формирование навыков подводного плавания с собиранием мелких предметов

Создание игровых центров:

  1. Ловцы жемчуга – бассейн
  2. Сортировщики – лаборатория (белые халаты, лупа, тара, идет сортировка жемчуга по цвету, размеру)
  3. Ювелиры – лупа, халаты – определяю качество жемчуга, его ценность
  4. Мастерская по изготовлению простейших украшений из жемчуга (продуктивный вид деятельности, коллективный и индивидуальный) – узоры на бархате (нить, лески, искусственный жемчуг), изготовление браслетов, украшения кошельков, сумок, нарядов для кукол, пасхальных яиц по типу яиц Фаберже с привлечением родителей.
  5. Создание коллекции «Таинственный жемчуг» и выставки творческих работ родителей и детей.

Начальник экспедиции (ученый) приглашает в путешествие «В поисках жемчужины», распределяет роли, устанавливает правила.

В процессе игры дети из разных игровых центров общаются друг с другом, вступают в диалог, передают жемчуг по цепочке и просят оказать ту или иную услугу.

Дети узнают, как рождается жемчуг, где находится, как тяжело его достать, то есть получают определенный запас знаний, учатся общаться, совершенствуют свой игровой опыт, социальные навыки и коммуникабельность.

 


 

 

ПЛАН РАЗВЕРТЫВАНИЯ ИГРЫ «В ПОИСКАХ ЖЕМЧУЖИНЫ» ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вид деятельности

Содержание

Цель

1. ОО «Познание»

1. Беседа «Почему наш детский сад называется «Жемчужинка»?

2.Знакомство с легендами о жемчуге (жемчуг как слезы нимфы, как лучи солнца, как цветки ландыша)

3. Просмотр видеофильма «Жемчужина» ( Чевостику рассказываю о происхождении жемчуга)

4. Знакомство с реками Ульяновской области

Пробуждение у дошкольников интереса к жемчугу, формирование экологической культуры, формирование у детей навыков совместной деятельности

2.Экскурсия в библиотеку

Знакомство с литературой, фотоматериалами о жемчуге

Развивать интерес к тайнам живой природы, воспитывать гуманное отношение к ней

3. ОО «Художественное творчество»

Предложение пофантазировать и слепить раковину с жемчужиной.

Предложить нарисовать жемчужные бусы

Развивать художественно-творческие способности и воображение, умение воспроизвести задуманное, объединяться для совместной деятельности

4. Физическая (упражнения в бассейне)

Дыхательная гимнастика на воде с задержкой дыхания

Ныряние под воду

Доставание мелких предметов под водой

Развивать физические способности детей, навыки плавания и ныряния. создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

5. Познавательно-исследовательская

Рассматривание под лупой жемчуга, нахождение различий по цвету, размеру, форме, весу.

Исследования с водой – не растворяется, одни тонут, другие плавают. Почему?

Способствовать развитию навыков описания, сравнения, умению находить отличительные признаки. Формировать умение договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность

6. Продуктивная

Предложить детям совместно с родителями сделать поделки из искусственного жемчуга ( бусы, браслеты, украшения для кукол) и организация выставки творческих работ.

Развивать творческое воображение, внимание, образную речь, усидчивость, ответственность, умение получать результат. Способствовать формированию социальных навыков (общение родителей и детей, умение договариваться и приходить к общему решению)

 


 

 

ПЛАН РАЗВЕРТЫВАНИЯ ИГРЫ «В ПОИСКАХ ЖЕМЧУЖИНЫ» ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вид деятельности

Содержание

Цель

1. ОО «Познание»

1. Беседа «Почему наш детский сад называется «Жемчужинка»?

2.Знакомство с легендами о жемчуге (жемчуг как слезы нимфы, как лучи солнца, как цветки ландыша)

3. Просмотр видеофильма «Жемчужина» ( Чевостику рассказываю о происхождении жемчуга)

4. Знакомство с различными видами моллюсков, понятие перловицы, жемчужницы

5. Знакомство с реками Ульяновской области, где водились перловицы (экологическое направление по охране рек Ульяновской области от загрязнений и возможности появления в них раковин перловиц и построение жемчужных ферм)

6. Стихотворение «У себя моллюски прячут…»

7. Сказка В. Катаева «Жемчужина»

8. Знакомство с профессиями – ювелир, сортировщик, ловцы жемчуга

8. Мультимедийная презентация про жемчуг (слайд-шоу)

Пробуждение у дошкольников интереса к жемчугу, развитие выразительности речи. Способствовать развитию внутреннего мира дошкольников, формировать основы поведения и общения, обогащать эмоционально-чувственную сферу детей.

Формировать основы экологической культуры и стремление к преобразованию окружающего мира.

2.Экскурсия в библиотеку

Знакомство с литературой, фотоматериалами о жемчуге, моллюсках, перламутре

Развивать интерес к тайнам живой природы, воспитывать гуманное отношение к ней

3. ОО «Художественное творчество»

Предложение пофантазировать и слепить раковину с жемчужиной.

Предложить нарисовать жемчужные бусы

Развивать художественно-творческие способности и воображение, умение воспроизвести задуманное, развитие мелкой моторики

4.Ручной труд

Изготовление украшений для кукол из искусственного жемчуга

Развивать желание создавать украшения из жемчуга, продолжать формировать умения согласовывать и координировать свои мнения и действия со сверстниками, побуждать оказывать друг другу помощь и поддержку, воспитывать трудолюбие. Развивать у детей мелкую моторику

5. Физическая (упражнения в бассейне)

Дыхательная гимнастика на воде с задержкой дыхания

Ныряние под воду

Доставание мелких предметов под водой

Прыжки с бордюров в воду

Глубокое погружение под воду

Развивать физические способности детей, навыки плавания и ныряния

создание благоприятных условий для оздоровления, закаливания, и обеспечения всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

6. Познавательно-исследовательская

Рассматривание под лупой жемчуга, нахождение различий по цвету, размеру, форме, весу – формирование понятия «натуральный и искусственный жемчуг»

Исследования с водой – не растворяется, натуральный тонет, искусственный плавает. Почему?

Исследования на стекле – натуральная жемчужина тяжелее, звонко падает на стекло, искусственная -  легкая, отскакивает от него.

«Лечение» жемчуга – старые жемчужины кладем в мешок, посыпаем солью – через сутки жемчуг блестит

Способствовать развитию навыков описания, сравнения, умению находить отличительные признаки натурального жемчуга от искусственного. Формировать умение договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность

7. Продуктивная

Предложить детям совместно с родителями сделать поделки из искусственного жемчуга ( бусы, браслеты, украшения для кукол, пасхальные яйца по типу яиц Фаберже) и организация выставки творческих работ.

Создание коллекции «таинственный жемчуг»

Развивать творческое воображение, внимание, образную речь, усидчивость, ответственность, умение получать результат. Способствовать формированию социальных навыков (общение родителей и детей, умение договариваться и приходить к общему решению)

развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы

эстетического вкуса.

8. ОО «Социализация» Сюжетно-дидактическая игра «В поисках жемчужины»

Организация сюжетно-дидактической игры «В поисках жемчужины»

Развивать у детей интерес к истории рождения жемчуга, особенностях его добывания, формировать игровые и социальные навыки у детей

 

 

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group