Версия для слабовидящих

Роль театра в экологическом воспитании дошкольников.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, очевидно, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества, его духовности.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. Прогрессивные изменения больше касаются интеллектуального развития детей, а вот развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание.  В то время, как одним из залогов успешного воспитания, в том числе  экологического, является создание таких условий, которые способствуют развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Она же - основное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.

Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды.

Особая роль в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребёнка - дошкольника принадлежит театру.

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), театрализовано - экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями, способствуя, таким образом, уточнению, закреплению и обобщению ранее полученных знаний, расширяют  кругозор. В театре дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения и повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологический театр помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.

Что такое театрализованные игры? Название они, скорее всего, получили за приближенность к театральному действию, за свою зрелищность, эмоциональную насыщенность, за необходимость овладения определенными умениями, специфическими навыками (жест, мимика, интонация, умение управлять голосом и т. д.) . Игры, напоминающие театральное представление, где одна часть детей является артистами, другая – зрителями, очень нравится детям. Если слово сочетается с восприятием зримых образов, с музыкой, живописью, воздействие игры на чувства детей возрастает многократно.

Учитывая особенности физического и психологического развития детей, я стараюсь определить достоинства и преимущества используемых игр для активизации речи детей:

1. Они могут использоваться для развития общей и речевой моторики, служить средством коррекции речи; могут являться активным средством психотерапии.

2. Способствуют преодолению у детей речебоязни, помогают освободить от комплекса на свой дефект. В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь, совершенствуется звуковая сторона речи. Улучшается диалоговая речь, ее грамматический строй.

3. Ребенок учится формировать свое поведение, тренирует свою память, внимание, воображение, сосредоточенность, выдержку.

4. Развивается способность ориентироваться в окружающей обстановке, чуткость по отношению друг к другу, восприимчивость к произведениям искусства, литературы, музыки.

5. Формируется умение вслушиваться и оценивать свою речь и речь других, развивать чувство красоты голоса, его индивидуальной неповторимости.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ.

Участвуя в театрализованных играх дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как ненавязчивое средство педагогики. Смех и радость, присущие детству, неотделимы от него. Чаще всего у детей, даже в игре напряженные, серьезные лица, невидно улыбок, неслышно смеха. Именно театрализованные игры помогают мне создать радостную непринужденную обстановку в группе.

 

В процессе общения с природой в театрализованной форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Характерным признаком, отличающим данный подход к экологическому воспитанию является то, что через театрализовано -  экологическую деятельность развивается социальная активность детей, память, воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникативные умения, идёт развитие речевых и познавательных функций,  воспитывается художественный вкус, ребёнка учится лучше понимать окружающий его мир.

Считается, что каждый ребёнок талантлив изначально, театрализовано - экологическая направленность даёт возможность выявить и развить в ребёнке задатки, заложенные в нём от рождения. Чем раньше начать работу с детьми в этом направлении, тем больших результатов  можно добиться в  творчестве.

У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе. Расширению игрового опыта детей способствует освоение театрализованной игрой.

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38

mdou232@bk.ru

Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group