Консультация для педагогов Силантьевой И.А. ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ПРОЕКТА «РАСТИ РОСТОК, РАСТИ ДРУГОЙ» В современных социально-экономических условиях, в процессе инновационных преобразований общества важной задачей является воспитание активной творческой личности, создание максимально благоприятных условий для самореализации, самосовершенствования и самоутверждения ребенка. Педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо свободно владеть инструментарием, который бы способствовал развитию интеллектуально-познавательной и художественно-эстетической сфер личности ребенка, стимулировал его творческое развитие. Одним из условий, отвечающим этим задачам, является создание полифункциональной предметно-пространственной развивающей среды, требования к которой, четко обозначенное в новом Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС. Одним из компонентов такой среды, отвечающей всем ее требованиям и задачам современного педагогического процесса ДОУ, является музей. Использование музейной педагогики, создание мини-музеев в детском саду позволяет, на наш взгляд, эффективно развивать творческие способности, познавательные и художественно-эстетические потребности детей, приобщать их к ценностям культуры. Современная наука определяет музей (с греческого museion – храм, где живут музы) как учреждение, ведущее научно-исследовательскую, научно-просветительскую деятельность путем хранения, систематизации, изучения и популяризации памятников материальной и духовной культуры. В 1980-х и в 1990-х годах возникает ситуация, характеризующаяся образовательной концепцией отечественного музея, согласно которой сущностью культурно-образовательной деятельности музея является формирование у посетителя ценностного отношения к культурно-историческому наследию. Формируется разнообразный репертуар работы с аудиторией, благодаря чему музеи пытаются перейти к новой стадии – объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему. Возникла потребность в интеграции музееведения с другими научными дисциплинами. Вполне актуальным стало осознание культурно-образовательной деятельности музея с позиции таких наук, как педагогика и психология. Сегодня музейная педагогика как самостоятельная научная дисциплина, сформированная на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей в качестве образовательной системы. В моделях, разработанных учеными В.А. Березиной, Б.З.Вульф, Е.Б. Евладовой, В.А. Карковским, Е.Е. Чепурных, М.Ю.Юхневич, отражены идеи освоения предметного мира культуры, что помогает ребенку создавать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, развивает ассоциативное мышление, является элементом детского творчества и исследования (Березина В.А., Вульф Б.З., Евладова Е.Б., 1988; Карковский В.А., Чепурных Е.Е., Юхневич М.Ю., 1994;1998). Авторами предлагаются весьма разнообразные формы работы: - манипулирование с предметами (подлинниками и копиями), - запись ключевых понятий в виде знаковых рисунков (пиктограмм), - выполнение творческих заданий. - проведение занятий-экскурсий, Б.А. Столяров разработал модель музейно-педагогического процесса. Им были выделены: - составляющие музейно-педагогического процесса (около музейное пространство, музейное здание, экспозиция, экспонат, зритель, музейный педагог); - формы музейно-педагогического процесса (экскурсия, занятие в музейной аудитории, лекция); - методологическая основа музейно-педагогического процесса (диалог с памятником, музейным педагогом, межличностный диалог участников педагогического процесса); - цель музейно-педагогической деятельности в образовательном учреждении – качественное и стабильное расширение образовательного пространства, включение в него максимально возможного объема культурного наследия, закладка надёжного фундамента в становление и развитие высококачественного обучения и воспитания подрастающего поколения. В 1990 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге был создан Российский научно-практический центр по проблемам музейной педагогики. Большой опыт музейно-педагогических исследований накоплен Лабораторией музейного проектирования Российского Института культурологии, Лабораторией изобразительного искусства Исследовательского центра эстетического воспитания РАО, Лабораторией эстетического образования Московского института развития образовательных систем. Большой интерес представляют сведения из истории музейного дела в нашем Симбирском крае. На рубеже 19-20 веков в Симбирске вктивно обсуждаются вопросы о необходимости музея для детей дошкольного возраста, организации при губернском музее детского сада и образцовой низшей школы «о возможном большем сближении музея с интересами народного просвещения» (Гуркин В.А. На берегах Русского Нила/В.Гуркин-М.:2005, -238 стр.). В.Н. Поливанов (1849-1915) первый симбирский ученый археолог, член-корреспондент зарубежных обществ археологии, председатель Симбирской ученой архивной комиссии, меценат, один из организаторов городского музея, создал в своем имении с. Акшуате первый в Симбирской губернии музей, экспонаты которого собирались несколькими поколениями семьи. Музей располагался в специально построенном здании и был открыт для свободного посещения. Здесь были уникальные экспонаты: археологические находки, окаменелости, предметы дизайна прикладного искусства, большая коллекция картин, редкие книги, письма и автографы Н.М. Карамзина, Языковых, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, а М.Ю. Лермонтову была посвящена целая экспозиция (отец В.Н. Поливанова – Николай Иванович Поливанов был дружен с поэтом М.Ю. Лермонтовым, который посвятил ему несколько стихотворений). К сожалению, часть предметов музея Поливановых утеряна, но значительное количество экспонатов после революции попало в разные музеи страны, в том числе и Ульяновский краеведческий музей и художественный музей. Интересная научная коллекция окаменелостей ученого палеонтолога П.М. Языкова (1798-1851), которая занимала целую комнату в доме Языковых в Симбирске и передана затем в музей горного института Санкт-Петербурга. Коллекция П.М. Языкова «...по обширности, по необыкновенности, сохранности и красоте образцов принадлежит к лучшим своего рода во всей Европе...» - писал в 1862 г. Директор Горного института Гельмерсен. Часть коллекции П.М. Языкова находится в Ульяновском краеведческом музее. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретают большую популярность в системе дошкольного образования – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (О.В. Дыбина, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др.). Сегодня в музее ищут партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае, сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Музейная педагогика помогает решать многие задачи дошкольного образования и может использоваться в ходе реализации комплексных и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию, способствует воспитанию толерантности, познавательному, художественно-эстетическому, творческому и эмоциональному развитию детей. Также музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом. В пособии Н.А. Рыжовой, Л.В. Логиновой, А.И. Данюковой «Мини-музей в детском саду» (2008) отражен опыт работы дошкольных учреждений по созданию и использованию мини-музеев. Своим опытом делятся детские сады, хорошо известные не только в Москве, но и в России, так как являются городскими экспериментальными площадками Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. |
официальный сайт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка - детского сада № 232 "Жемчужинка" г. Ульяновска — https://dou232.gosuslugi.ru.Информация , размещенная на данном сайте является неактуальной.ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯРЕГИСТРАЦИИ НА САЙТЕ НАВИГАТОР
Горячая линия для многодетных Проживающие в городе многодетные родители могут обращаться по телефону 41-23-93. Всех обратившихся проконсультируют специалисты Управления по делам семьи администрации Ульяновска. Звонки принимаются с 8.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00). В остальное время звонки на горячую линию будут записаны на автоответчик, поэтому оставляйте свои координаты, чтобы затем с вами могли связаться и ответить на интересующий вас вопрос.
Сайт bus.gov.ru реализует возможность познакомиться с результатами НОКУ (независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность), а также оставить отзыв гражданами о качестве услуг, предоставляемых образовательными организациями, с приглашением заинтересованных лиц воспользоваться предоставленным ресурсом и принять участие в оценке деятельности образовательных организаций.Адрес в сети «Интернет»: http// bus.gov.ru
ООД УУП и ПДН УМВД России по Ульяновской области - 8(8422)27-19-23 Уполномоченный по правам ребёнка в Ульяновской области 8(8422)58-52-20 Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области 8(8422)58-92-86 Общероссийский детский телефон доверия с единым номером 8-800-2000-122, по которому можно получить консультативно- психологическую помощь при возникновении любой сложной жизненной ситуации Телефонная линия Следствеенного управления следственного комитета Российской Федерации по Ульяновской области "Ребёнок в опасности" 8(8422)41-16-15, 123 Ульяновская областная клиническая наркологическая больница телефон доверия 8(8422)717-717, по рабочим дням с 8.00 до 16.00 Телефон "горячей линии" по фактам распространения снюса -112 На базе нашего детского сада продолжает свою работу КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ для родителей имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заместителя заведующего по УВР, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда. В целях своевременного принятия мер по устранению коррупционных проявлений и предотвращению причин им способствующих, в фойе детского сада, в административном блоке, размещен "Ящик доверия" с целью рассмотрения обращений граждан.
Методические пособия, разработанные, опробированные и изданные МБДОУ ЦРР детским садом № 232
Уважаемые родители! В целях поддержания чистоты и охраны здоровья ваших детей - убедительная просьба при входе в детский сад надевать бахилы! |