Версия для слабовидящих
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе

Консультация воспитателей Гининой В.М.

Формирование навыков общения у детей

старшего дошкольного возраста.

Детство – яркая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным мир. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. С раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Когда он начинает активную жизнь в обществе, то сталкивается с множеством трудностей и проблем. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди людей: хорошо и комфортно чувствовать себя, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. А это возможно только через   полноценное и разностороннее общение.

    В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.  Попадая в детский коллектив, дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы  общения  со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное  отношение  к  ним,  соблюдать,  разговаривая, этикет, слушать партнёра,  что является невозможностью  налаживания доброжелательных,  дружеских   взаимоотношений. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости.  Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослыми. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам.

              Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

            Необходимость раннего формирования опыта общения обусловлена не только тем, что приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения у детей, но и отклонениям в развитии: аномалии органического происхождения и рост психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожности, неуверенности в себе, неадекватности поведения. Вовремя определить проблемные формы отношения ребенка к сверстникам и помочь преодолеть их - важнейшая задача педагогов и родителей. А между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом.

Поэтому нам – взрослым: педагогам и родителям необходимо способствовать доброжелательным взаимоотношениям у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования навыков  общения. 

Задачи по формированию навыков общения у старших дошкольников следующие:

  • Развивать интерес к сверстникам, стремления их понять, потребность  в общении.
  • Познакомить с правилами и нормами общения: проявлять внимательное отношение друг к другу, необходимость считаться с желаниями и интересами других, использовать речевые этикетные формулы.
  • Развивать умение обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственной стороны своих поступков и поступков сверстников, давать аргументированные оценки.
  • Воспитывать у детей положительные черты характера (отзывчивость, сочувствие, толерантность), способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения. 

     Для старшего дошкольного возраста характерна такая форма общения сверстников   как ситуативно-деловая и внеситуативная.

Ситуативно – деловая складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно - деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей. В середине дошкольного возраста происходит решительный перелом в отношении к сверстнику. Картина взаимодействия детей существенно меняется. В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности к организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы. Наряду с потребностью в сотрудничестве на этом этапе отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других. Чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнера. Невидимость сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Успехи и промахи других приобретают особое значение. В процессе игры или другой деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, возникают такие явления, как зависть, ревность, обида на сверстника. Все это позволяет говорить о глубокой качественной перестройке отношения ребенка к сверстнику. Другой ребенок становится предметом постоянного сравнения с собой. Это сравнение направлено не на обнаружение общности (как у трехлеток), а на противопоставление себя и другого, что отражает прежде всего изменения в самосознании ребенка. Через сравнение со сверстником ребенок оценивает и утверждает себя как обладателя определенных достоинств, которые важны не сами по себе, в глазах другого. Этим другим для четырех-пятилетнего ребенка становится сверстник. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, демонстративность, конкурентность и т. д. Однако эти явления можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

        К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику снова существенно меняется. К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи.  Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но  и некоторые психологические аспекты его существования - его желания,  предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным – следующая форма общения.

    Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия.

         К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка.

         К шести годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника.  В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. Иногда даже вопреки правилам игры они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. Если четырех-пятилетние дети охотно вслед за взрослым осуждают действия сверстника, то шестилетние, напротив, могут объединяться с товарищем в своем противостоянии взрослому. Все это может свидетельствовать о том, что действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка. К шести годам у многих детей возникает непосредственное  и бескорыстное желание помочь сверстнику, подарить ему что-либо или уступить.  Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Многие дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Все это может свидетельствовать о том, что сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемым партнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своих достижений и предметов.

   Потребность общения дошкольника неразрывно связана с мотивами общения. Мотивы – это побудительные силы деятельности и поведения индивида. Субъекта побуждает к взаимодействию с партнером, т.е. становится мотивами общения с ним, именно те качества последнего, которые раскрывают субъекту его собственное "Я", способствует его самосознанию (М.И. Лисина). В отечественной психологии выделяют три категории мотивов общения старших дошкольников со сверстниками: деловые, познавательные и личностные. Вырисовывается следующая возрастная динамика развития мотивов общения со сверстниками у дошкольников. На каждом этапе действуют все три мотива: положение ведущих в два-три года занимают личностно-деловые; в три-четыре года – деловые, а также доминирующие личностные; в четыре-пять – деловые и личностные, при доминировании первых; в пять-шесть лет – деловые, личностные, познавательные, при почти равном положении; в шесть-семь лет – деловые и личностные».

           Такова в общих чертах возрастная логика развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности.

Организация практического опыта общения, использование упражнений в положительных поступках, коммуникативных навыках и умениях является ведущим методом воспитания. В практической деятельности ребёнок, накапливает нравственный опыт, вступает в общение со сверстниками, взрослыми. Он усваивает правила поведения в коллективе сверстников; руководствуясь ими в собственной деятельности, учится поступать в соответствии с нормами морали.

             Ребенок должен чувствовать, что оценивают только его поступки. Это они, поступки, могут быть плохими или хорошими, сам же ребенок всегда, при любых обстоятельствах, остается хорошим и любимым.

          В старших группах становятся более разнообразными поступки, отражающие усвоение детьми моральных норм поведения. Обращалось внимание на характер реакции ребёнка, на ситуацию, на самостоятельный выбор действий, одобрение поступков, в которых проявляется предупредительность, вежливость, скромность, тактичность. Поддерживая положительные детские поступки, вместе с тем активно обогащался нравственный опыт детей, используя при этом не только и не столько конкретные указания, но и рассуждения, советы, собственный пример, тактичное замечание. Особое внимание придавалось культуре общения и взаимоотношений детей в коллективе, воспитывая у них навыки вежливого обращения друг к другу, умения выслушать сверстника, не спорить, а возразить в тактичной форме, не перебивать друг друга и т.д.

        Особенностью дошкольного возраста является неумение ребенка определить состояние сверстника, что затрудняет развитие эмоциональных отношений. Наиболее эффективный прием, обеспечивающий определение состояние сверстника, понимание его, является словесное описание взрослым испытываемого ребенком состояния. С этой целью использовались естественные ситуации, которые возникали в повседневной жизни детского сада.

Нередки случаи, когда ребенок с сильным характером диктует условия «дружбы», а другой беспрекословно ему подчиняется. В таких ситуациях необходимо тактичное вмешательство, не ломающее детских впечатлений, но позволяющее активизировать пассивных и сдерживать вожаков.

    Важно понимать мотивы детских поступков и правильно их оценивать. Дети способны самостоятельно решить, как поступить в той или иной ситуации. В силу конкретного мышления, недостаточной объективности в оценке поступков сверстников, а также импульсивности поведения и подражательности дети могут совершать неправильные поступки. Однако не всякий отрицательный поступок является следствием невоспитанности детей. Поэтому выяснялось, какие мотивы побуждали ребёнка к действию. Только при этом условии можно правильно понять поступок, дать ему верную оценку и выбрать соответствующие методы воздействия на ребёнка. Не всегда конфликтное поведение ребенка можно объяснить отсутствием навыков общения.

    При оценке поступков детей учитывается проявление ими инициативы, волевых усилий, сдержанности, умения вести себя в соответствии с известными моральными нормами, как в присутствии воспитателя, так и оставаясь на некоторое время без него. Порицание и замечание, звучащие в адрес ребёнка служили предупреждением, запрещением повторения подобных поступков. Поэтому, так важно выражать уверенность, что отрицательный поступок случаен, что он не будет повторён провинившимся. При таком подходе гораздо легче избежать случаев негативизма, упрямства, неподчинения разумному требованию. Кроме того, необходимо помнить о том, что,осуждая поступок, нельзя осуждать самого ребёнка.

    В воспитательной работе часто используются в качестве примера хорошие поступки взрослых детей. Психолого-педагогической основой этого приёма является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также стремление поступить таким образом, чтобы заслужить одобрение взрослого. Пример всегда конкретен, легко воспринимается детьми, осмысливается ими и переносится в собственную деятельность. При этом особое значение имеет пример самого взрослого. Подражая его авторитету, дети копируют его манеры поведения, мимику, жесты: так же здороваются, улыбаясь сверстникам, обращаются с просьбой, благодарят за услугу, проявляют озабоченность, обнаружив беспорядок, заметив огорчение товарища, и т.п. Большое значение имеет также и пример сверстников, одобряемый взрослым. Подобное одобрение общения вызывает у детей желание поступать также.

    Как отмечала Кузнецова Л.В.: «Дети и самостоятельно подражают поступкам сверстников. Однако они далеко не всегда способны дать правильную оценку нравственного содержания поступка, поэтому могут подражать и отрицательным примерам. Такие факты предупреждались, останавливая ребёнка, поступающего плохо, выражали своё огорчение по поводу его действий. Обращаясь ко всем детям, которые были свидетелями отрицательного поступка сверстника, разъясняли, почему не следует так поступать, как надо было бы поступать в подобном случае. Следовательно, используя пример как метод воспитания, одновременно прибегали и к методам разъяснения и убеждения.

    Разъяснение позволяет детям понять моральный смысл конкретных поступков и правил поведения, осознать значение необходимости их выполнения для нормальной жизни в коллективе. В разъяснении всегда раскрывается мотивация поступка, даётся доказательство необходимости и пользы конкретных действий, суть которых – выражение внимания к окружающим, умение подчинить своё поведение требованиям взрослых. Мотивированное требование, обращённое к ребёнку, имеет целью убедить его в необходимости выполнения того или иного правила или недопустимости в будущем повторения совершённого поступка.

    В данном возрасте убеждение и разъяснение нередко принимает форму беседы, специально организованного обсуждения определённой этической темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на этические темы. Беседы помогают усвоить нравственные понятия «добрый», «скромный», «заботливый», «чуткий», уточнить ранее сформировавшиеся представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать собственное поведение и поступки сверстников.

       Активным средством воздействия на детей являются произведения литературы и искусства (книги, картины, скульптура, музыка). Они в яркой, образной, эмоционально насыщенной форме влияют на детей, вызывая разнообразие чувств, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни, определяют примеры для подражания способов общения героев.

    Художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются поступки и явления, - всё это находит живой отклик у детей, способствуя формированию нравственных понятий и чувств, вызывая желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков.

   Князева О.Л. утверждает, что «особой силой воздействия на чувства обладает музыка. Умелое использование музыкальных произведений вызывает у детей эмоциональный отклик, помогает донести до них своеобразие русской песни, мелодии».

      Одним из эффективных методов работы по проблеме, по мнению Киселевой Л.С.  «является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и навыки общения, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения».

    Ни один метод воспитания не может быть универсальным, пригодным для всех ситуаций, которые возникают в работе с детьми. Сочетались разные методы, учитывая при этом особенности возраста, индивидуальные проявления, уровень воспитанности каждого ребёнка и всей группы в целом. В старших группах значительно шире используется метод контроля, объективной оценки, к которой привлекается и детский коллектив. В оценке подчёркивается их самоконтроль в выборе поступка, ответственность за него перед детским коллективом. Таким образом, оценка поведения детей становится всё в большей степени требовательной, учитывает накопленный детьми опыт нравственного поведения, их возрастающую самостоятельность и способность осмыслить своё поведение. 

Вернуться на предыдущую страницу

Наши контакты:

432029, г.Ульяновск, ул. Корунковой, д.10

+7 (8422) 58-96-38


Случайное фото:


Смотреть все фото>>
Разработчик сайта: Веб-студия R.W.S. Media Group